Петербург, Петроград, Ленинград — всё это название одного и того же города. Города, вошедшего в историю не только благодаря величественным дворцам и просторным бульварам, но и бессмертным подвигам героев его защищавших. В разное время и в разных его частях, тысячи молодых ребят проливали кровь за лучшее будущее для своих потомков. И сегодня мы — те самые потомки, спустя много лет с момента взрыва последнего снаряда, отправляемся в места, где они несли свою службу, отдавая долг Родине.
Продолжая начатую здесь тему линии обороны акватории Финского залива, в этот раз мы направляемся на запад — в Ломоносовский район, с целью осмотра фортов «Красная горка», «Серая лошадь» и ещё нескольких крупных военных объектов, расположенных на противоположном от форта «Ино» берегу.
Встреча
Понимая, что количество обязательных к просмотру объектов зашкаливает, договариваемся о сборе как можно раньше. Пусть и с небольшим опозданием, но мы собираемся все вместе и делаем традиционное предстартовое фото…
1.
… и не совсем традиционное фото бригады краеведов.
2. Банда
Итак, все в сборе и можно закладывать курс в направлении Ломоносова. Выезжаем.
Дорога
Доехав из СПб до Большой Ижоры по дорогам общего пользования, сворачиваем налево и уходим на грунтовку, чтобы разнообразить маршрут и добавить в него любимых всеми лесных дорожек.
Да, сразу оговорюсь, что при обработке фото с этого выезда я экспериментировал с балансом белого и точкой чёрного, поэтому фото в непривычном виде. В общем, такая обработка явно не по мне, но уже ничего не изменишь. Исходники не сохранились ))
Не смотря на устоявшуюся плюсовую температуру за окном, в лесу всё ещё много снега.
3.
По этому случаю останавливаемся на обочине для фото в стиле «Чак Норрис. Russian edition». Засняв последний в этому году снег, направляемся к первому сегодняшнему объекту — 3-дм зенитной батарее.
4.
3-дм зенитная батарея
(GPS: 59.96069, 29.39127)
Краткая историческая справка:
На территории батареи располагались 3 орудия с калибром 3-дм. На данный момент сохранилось два из трёх орудийных двора, командный пункт и несколько пороховых погребов. Так же до наших дней дошли 2 спаренных малых двора, предположительно используемых для автоматчиков.
5.
Сегодня батарея находится на огороженной территории одного из частных домов. Внутрь мы даже не стремились попасть, памятуя о неприкосновенности частной собственности. Хотя, в данном случае, это очень спорный вопрос. Делаем несколько фото через забор и отправляемся дальше — к небольшому ЖБОТу ИЖ-5.
ЖБОТ ИЖ-5
(GPS: 59.9689, 29.39468)
Краткая историческая справка:ЖБОТ – одноместная конструкция из сборного бетона, рассчитанная на размещение одного пулемёта, вращающегося на пулемётном столе. Так же известна под названием “пулемётное гнездо Колотовского”. Обстрел вёлся в трёх направлениях через расположенные под углом 90о, 150о и 210о амбразуры. Ориентировочная дата постройки – конец 1920 – начало 1930 гг.
Сборка конструкции производилась из укрупнённых элементов без использования крепежа. Общее количество используемых элементов – 10. Автором данной конструкции выступил военный инженер Колотовский.
6. ЖБОТ
Амбразуры укрепления практически полностью засыпаны землёй, листьями и бытовым мусором.
7.
Продуманное расположение огневого рубежа позволяло прикрывать наступление вражеской армии со стороны Финского залива.
8. Берег залива
9.
Побродив среди заборов и оград, отправляемся на осмотр следующего объекта маршрута — командно-диспетчерского пункта (КДП) форта «Красная горка».
Восточный КДП форта «Красная горка»
(GPS: 59.97046, 29.38518)
10. КДП «Красная горка»
Командный пункт также оказался за забором (ох и везёт же нам сегодня на закрытые достопримечательности). Останавливаемся прямо на обочине дороги, на скорую руку делаем нужное фото и продолжаем маршрут посещением казармы-убежища на 100-120 человек.
Казарма-убежище на 100-120 человек
(GPS: 59.9722, 29.34884)
Краткая историческая справка:
Датой постройки данного сооружения является 1909-1915 гг. Оно выполнено из монолитного бетона, с арочным покрытием толщиной около 2 м. Конструкция покрытия многослойная и состоит из 3х элементов. 1 слой – монолитный бетон, 2 слой – асфальтовая амортизирующая прокладка и 3 слой – противооткольный, выполненный из гнутого швеллера, благополучно срезанного во время лихих 90х гг.
Входы во внутренние помещения закрывались бронедверями. Со стороны тыла казарма была защищена земляным валом.
11.
Отправляемся на осмотр.
12.
Как я уже написал выше, металлические своды укрытия были благополучно спилены любителями металлолома. А валяющиеся повсюду асфальтовые пласты — ни что иное как тот самый амортизирующий слой между бетоном и металлоконструкцией.
13.
И не побоялись же резать над собственными головами…
14. Спиленные балки под бетонным сводом
В местах перехода между помещениями, на полу всё ещё можно встретить противоскользящие насечки.
15.
Гермодвери также благополучно срезаны и вывезены в утиль.
16.
Осмотрев убежище снаружи, выходим на поверхность. Здесь нас ждал сюрприз. Практически рядом с бетонным сооружением мы обнаружили деревянные постройки. К сожалению, а может и к счастью, их хозяев на месте не оказалось.
17.
Позволив себе одним глазком заглянуть внутрь и не обнаружив ничего интересного кроме кучи наваленного шмотья, здесь же, за столиком возле домиков, обсуждаем дальнейший маршрут.
18.
Принимаем волевое решение осмотреть несколько батарей, расположенных совсем неподалёку.
Противоштурмовая батарея №2
(GPS: 59.97245, 29.35074)
Краткая историческая справка:Бетонированная позиция противоштурмовых орудий была построена в 1909-1915. Сооружение состоит из:
— двух двориков для размещения и укрытия основного орудия — 3 дм пушек;
— наблюдательного поста с бронеколпаком для защиты командира роты;
— убежища для личного состава из 50-ти человек
— погреба для хранения боезапасов с двумя окнами для подачи зарядов к орудиям.
Перекрытие укрепления выполнено из неармированного бетона с амортизирующей асфальтовой подушкой.
Основной задачей огневой позиции являлось прикрытие гарнизона во время боевых вылазок или ведение прямого прицельного огня по вражеским войскам.
19.
Под прикрытием основательного монолитного козырька – бруствера, предназначенного для размещения на нём стрелков, входим внутрь.
20. Бруствер над входом
21. Окно для подачи снарядов
22. Пост командира для наблюдения. Бронеколпак утрачен
23. Бронедверей, естественно, и след простыл
24. Плафон советских времён
25. Митя изучает конструкцию амортизирующего перекрытия.
26. Похоже, что его состояние оставляет желать лучшего…
Попадая через окошко для подачи снарядов, вода образует плоский водопадик, замерзающий зимой.
27. Замёрзшая вода
28. Таша изучает водопадик
Обращаем внимание на сохранившуюся надпись.
29. Место для курения
Выходим на поверхность и осматриваем окрестности. Влево и вправо от батареи тянется сеть окопов с бетонными брустверами.
30.
31. Окопы
32.
Рядом со входом расположен оружейный дворик, в котором и размещались те самые артиллерийские установки.
33. Оружейный дворик
Осмотрев противоштурмовую батарею №2, направляемся в сторону батареи №1.
Противоштурмовая батарея №1
(GPS: 59.97182, 29.35319)
34.
Конструкция укрепления абсолютно аналогична батарее №2. Тем не менее, мы отправляемся на более детальный осмотр.
Первое, на что обращаешь внимание, это разрушенная кирпичная кладка поста командира. То ли под действием времени, то ли от массы земли, которой он засыпан, кирпич не выдержал и начал осыпаться. А может и здесь тоже не обошлось без вмешательства человека? Кто его знает?..
35.
Уже знакомое нам окошко для подачи снарядов.
36.
Замечаем на полу необычное ожерелье из фрагментов электрических «патронов».
37.
Под слоем извести на стенах проглядывают старые надписи.
38. «Выход <» и «писарь»
39. «Пост выдачи бирок»
В целом, в этой батарее, в отличие от предыдущей, очень чувствуется присутствие человека. Здесь гораздо больше мусора и не имеющих отношения к военному прошлому предметов бытового характера. Одним словом, здесь грязнее.
Выходим на улицу и осматриваем огневые рубежи.
40. Орудийный дворик и бетонный бруствер
Пандусы, по которым орудие закатывалось на место его установки, в военном деле называются аппарелями.
41. Аппарель
Пока я ходил с камерой по округе, игривая Джинка залезла на козырёк над входом, испугалась высоты и не смогла забраться обратно. Пришлось в очередной раз устраивать спасательную операцию. Похоже, что ещё парочка таких случаев и я смогу сделать отдельную подборку о выходках собаки (самый эпичный случай о её приключениях был здесь, когда она провалилась под лёд ))
42. Испугавшаяся высоты Джина
43. Боец на посту
Благополучно вызволив собаку, мы направляемся к последнему интересующему объекту в этом районе — ЖБОТу ИЖ-1.
ЖБОТ ИЖ-1
(GPS: 59.9707, 29.3483)
Прочитать описание его конструкции можно здесь.
44.
Территория вокруг этого небольшого укрепления также изрыта сетью окопов.
45.
С обратной стороны конструкция выглядит так.
46.
Помните пословицу про горбатого и могилу? Мне кажется, что ею вполне можно охарактеризовать поведение Джины в лесу. Не успев отойти от верхолазных «работ», она с разбегу влетает внутрь ЖБОТа и также пулей вылетает обратно )
47. Довольная Джина
Ну, а мы возвращаемся к припаркованным машинам, проходя мимо заброшенной железнодорожной ветки и раскуроченного щита автоматики шлагбаума.
48. Старый шлагбаум
Направляемся с следующему пункту — форту «Красная горка».
Форт «Красная горка»
(GPS: 59.97617, 29.34236)
Краткая историческая справка:
Форт “Алексеевский” (назван в честь наследника престола, позже переименованный в “Красную горку”, а в 1919 г. снова сменивший имя на “Краснофлотский”) – мощный комплекс военно-инженерных сооружений стратегического назначения. Своё название он получил благодаря деревне Красная горка (на сегодняшний день – поселок Красная горка). Основной задачей форта было не допустить проход кораблей противника через Финский залив в столицу Российской империи.
Строительство форта началось одновременно с фортом “Ино” (“Николаевский”. Назван в честь императора Николая II), расположенном на противоположном берегу – в 1909 г. и полностью завершилось в 1915 г.
Форт расположен на южном берегу Финского залива, около 20 км от форта “Ино”. Он представляет собой сложную систему инженерных сооружений, состоящих из:
— выстроенных в линию 3 батарей (1-я батарея: башенная 4х12”, открытая 4х12”; 2-я батарея: 8х10”, 8х6” канэ-батарея и 3-я батарея: гаубичная 8х11”), разделенных между собой земляными насыпями (траверсами); — жилых помещений для военнослужащих; — складов; — камбуза; — бани; — клуба; — а так же развитой сети железных дорог для подвоза боеприпасов.
По флангам размещались двухметровые прожекторы. Для маскировки орудий и зон выстрела предусматривались металлические конструкции выкрашенные в естественный зеленый цвет, имитировавшие растительность.
По периметру форт был окружен минными полями, заграждениями из колючей проволоки и рвом. Для ведения боевых действий пехоты были созданы отдельные сооружения, сообщающиеся между собой для быстрой переброски сил в любом направлении.
Главным калибром форта “Красная Горка” стало восемь 305-мм орудий, отлитых на Обуховском заводе столицы (Санкт-Петербурга).
К составу действующей армии форт был причислен уже в 1914 г., будучи полностью укомплектованным боевыми расчетами различных видов войск. Вплоть до 1960-х гг., форт числился в ведомстве вооруженных сил СССР. После этого он был обезоружен, а орудия отправлены на переработку.
В 1975 г. здесь создан мемориал в честь воинов погибших за Родину.
Въезжаем на территорию музея и паркуем машины. Дальше только пешком.
49.
О том, что мы уже на территории форта, говорит памятник с мемориальными гранитными плитами со всех 4х сторон.
50.
Первый объект форта расположен совсем рядом с местом для парковки посетителей. Я имею в виду небольшое укрытие для личного состава.
Укрытие для личного состава
(GPS: 59.97444, 29.34333)
51. Укрытие
От него мы отправляемся далее и, с высоты обрыва, фотографируем здание бывшей гауптвахты, расположенной практически на самом берегу залива.
Здание гауптвахты
(GPS: 59.97606, 29.34341)
52. Гауптвахта
Выйдя на дорожку, попадаем к основному мемориалу форта.
Мемориал форта
(GPS: 59.97594, 29.34247)
53. Мемориал
Дальше просто покажу несколько фото мемориала, не нуждающихся в комментариях.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
А мы продолжаем осмотр. Направляясь к экспозиции орудий, проходим мимо старой водонапорной башни.
Водонапорная башня
(GPS: 59.9756, 29.3402)
60.
Внутри ещё сохранилась старинная каменная кладка.
61.
Да и стены пока ещё в отличном состоянии. Во многом это произошло благодаря качественным строительным материалам.
62.
63. Старый кирпич
Следующий объект, обязательный к осмотру — хранилище боеприпасов.
Хранилище боеприпасов
(GPS: 59.97584, 29.33885)
64.
Основная его часть укрыта земляным валом.
65. Надпись на стене: «Огнеопасно! На объекте не курить! Строго воспрещается!»
По скользким ступеням заходим внутрь.
66.
Внутри сооружение очень небольшое.
67.
А мы идём дальше и выходим к зданию бывшей дизель-электростанции.
Дизель-электростанция
(GPS: 59.97683, 29.33951)
68.
Уж не знаю кем или чем эти объекты охраняются, но гордые памятные таблички на них имеются.
69.
70.
Заходим внутрь.
В одной из стен устроен довольно большой люк.
71.
Со стороны улицы он запирался на мощный засов.
72.
Удивительно, но металлические балки перекрытия здесь в относительной целостности, также как и другие металлические элементы.
73. Остатки металлического распределительного щитка
Если взобраться на кровлю сооружения, в углублении можно обнаружить уцелевшие фрагменты поворотного механизма. Позволю себе предположить, что это и был дальномер командного пункта.
74.
Продолжаем осмотр посещением 130мм батареи.
130мм батарея
(GPS: 59.97651, 29.33812)
75.
Все батареи соединены между собой мощными бетонными патернами — подземными коридорами, накрытыми земляным валом.
76.
Часть из них заложена кирпичом, но это вовсе не останавливает любителей фортификации и любопытных краеведов.
77.
Протискиваемся внутрь и попадаем в помещение небольшого ДОТа. К сожалению, ширина угла объектива не позволила мне сделать снимок, дающий представление о площади укрепления, но места там действительно немного.
Автоматные бойницы закрываются на мощные металлические затворы.
78.
Часть из них функционирует и сегодня.
79.
В стенах переходов можно встретить задвижки системы вентиляции и щиты управления электричеством.
80.
81.
Ненадолго выбираемся на поверхность, чтобы снова продолжить осмотр подземных участков укреплений.
82.
Спускаемся в длинные тёмные коридоры батареи. Некоторые входы замурованы, но попасть внутрь можно через орудийные дворики. Что мы и делаем.
83.
Правда, для этого придётся приложить всю свою гибкость и сноровку )
84.
Вид на место размещения орудий через окно подачи снарядов.
85.
При повторении маршрута ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите с собой мощный фонарь. Тут царит полнейший мрак и существует серьёзная вероятность напороться на остатки металлических деталей. Будьте осторожны!
Длинные коридоры имеют ответвления и развилки.
86.
Какие-то из них выводят в помещения для для хранения боеприпасов.
87. Стеллажи для боеприпасов
Некоторые позволяют выбраться на поверхность через деревянные двери, обшитые листом металла.
88.
Иногда они заканчиваются тупиком, бойницами или небольшими помещениями с противоскольным покрытием.
89. Вход в ДОТ
90. Амбразура
91.
Так выглядел весь потолок укрытия до прихода охотников за металлом.
92.
Снова выбираемся на поверхность, но уже через двери и небольшой тамбур.
93.
94. Надпись на стене: «Место для курительных и зажигательных принадлежностей»
Неподалёку установлена смотровая вышка.
95.
Движемся дальше. Следующим по маршруту значится командный пункт 130мм батареи.
Командный пункт 130мм батареи
(GPS: 59.9764, 29.33619)
96.
Командный пункт имеет два уровня. На втором этаже располагался дальномер (на момент осмотра утрачен).
97.
На стенах сохранились остатки электрических приборов и щитов.
98.
Металлические перекрытия вырезаны и также утрачены.
99.
Проходим мимо ещё нескольких объектов, обозначенных мемориальными табличками и, наконец, выходим к ж/д орудиям форта.
100. Артиллерийский дворик 130мм батареи
101. Артиллерийская батарея 10-дм (245 мм) орудий
102. Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-180 (180 мм)
103.
104. 305-мм железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12
Несмотря на то, что орудия являются музейными экспонатами, на них можно взобраться и попробовать покрутить то, что ещё крутится. Чем и занялась часть краеведов.
105.
На этом осмотр форта подошёл к концу. Конечно, мы посмотрели далеко не всё из запланированного, но т.к. я уже бывал здесь ранее, а весенний световой день ещё не очень длинный, коллективно принимаем решение о продолжении экскурсии без посещения оставшихся объектов «Красной горки». Ниже приведу координаты и фото с предыдущих выездов, чтобы вы могли всё посмотреть и без нас 😉
Здание бывшего вокзала
(GPS: 59.97538, 29.33291)
106.
Батареи 10-дм орудий
(GPS: 59.97597, 29.33065)
107.
Групповой командный пункт 6-дм батареи
(GPS: 59.97472, 29.32555)
108.
Народный музей форта «Красная горка»
(GPS: 59.97341, 29.32746)
109.
Железнодорожные ворота цитадели
(GPS: 59.97283, 29.32776)
110.
Заброшенная воинская часть
(GPS: 59.97398, 29.33129)
111.
Армейская столовая
(GPS: 59.97412, 29.33378)
112.
А пока вы просматривали фотографии посещённых ранее объектов, мы, направляясь к следующему мощному форту Финского залива — «Серая лошадь», по пути посетили ещё одну мини-огневую точку — ЖБОТ ИЖ-4.
ЖБОТ ИЖ-4
(GPS: 59.9697, 29.31897)
113.
Укрепление находится всего в нескольких десятках метров от дороги. Паркуем машины прямо на обочине, быстро фотографируем и продолжаем маршрут.
Проезжая мимо очень живописного усадебного дома в п.Чёрная лахта, делаю фото не выходя из машины.
Усадебный дом
(GPS: 59.9725, 29.25638)
114.
Попытка проезда к форту через вышеупомянутый посёлок заканчивается «кирпичом» и запретом на въезд. Решив, что раз так, то можно бы и устроить небольшой привал, останавливаемся на живописном берегу Финского залива.
115. Финский залив
116.
Рядом с местом привала обнаруживаем остов разрушенного маяка.
Разрушенный маяк
(GPS: 59.98737, 29.23552)
117.
Перекусив, возвращаемся на маршрут и продолжаем осмотр посещением ещё одного маяка. На этот раз вполне целого.
Старый маяк
(GPS: 59.97908, 29.20261)
118.
Маяк уже давно не действующий, но всё ещё в хорошем состоянии. К сожалению, взобраться на него не получится, т.к. металлическая дверь заварена. Тут уж без шансов.
По соседству с маяком, в густых зарослях кустарника, расположился ДОТ. Правда нашли мы его далеко не сразу. Видите его? А он там точно есть. Вон в тех кустах )
ДОТ
(GPS: 59.97975, 29.20233)
119. ДОТ в кустах
Осмотрев укрепление, торопимся засветло посетить форт «Серая лошадь». Ещё совсем чуть-чуть и мы у цели.
Форт «Серая лошадь»
(GPS: 59.98884, 29.21695)
Краткая историческая справка:Форт «Серая Лошадь» – противодесантная береговая батарея, построенная в 1911 г. на мысе Серая Лошадь, неподалеку от деревни Черная Лахта. На протяжении всей своей боевой истории, форт несколько раз менял название. Так в 1919 г., его переименовывают в форт «Передовой». С 1926 г. он носит имя «Бухарин», а с 1936 по 1953 гг. – форт называется «Красногвардейский».
В состав форта входили две долговременные батареи с левого и правого флангов. Слева (в некоторых источниках встречается упоминание «западная батарея») располагалась четырехорудийная 120-мм батарея орудий Виккерса, а справа (она же «восточная») – трёхорудийная батарея 152-мм орудий канэ.
Основной задачей батарей являлась защита сухопутных подступов к форту «Красная горка» со стороны Копорского залива.
Проехав от ДОТа чуть более километра, издали замечаем ворота и надпись над ними, выполненную в старо-русском стиле.
120. Форт «Серая лошадь»
Судя по информационной табличке, эта территория является государственным заказником.
121.
Т.к. правила нахождения на особо охраняемых территориях не подразумевают перемещения на автотранспорте, паркуемся недалеко от знака и продолжаем путь пешком.
На стене заброшенного КП висит распечатанный на обычном принтере лист формата А4, сообщающий, что форт «Серая лошадь» является памятником «Юнеско». Весьма странный знак отличия для такой крупной международной организации, вы не находите?
122.
Основные укрепления и огневые позиции форта располагаются вдоль береговой линии. Но и на суше есть на что посмотреть. К примеру, здесь располагался летний лагерь для подготовки курсантов. К нему-то мы и отправляемся.
Летний лагерь для подготовки курсантов
(GPS: 59.98634, 29.22101)
123.
Удивительно, но на внешне заброшенном здании висит очень свежий флаг РФ и установлена камера видеонаблюдения.
Проходим ещё немного и видим развивающийся флаг ВДВ на соседнем корпусе.
124.
И тут…
— Молодые люди, а вы далеко собрались? — слышим мы за спиной оклик в свой адрес.
— Мы приехали осмотреть форт! — отвечаем мы, оборачиваясь к прилично одетому мужчине, лет 50-55. Судя по всему, он охранник.
— Так форт в другой стороне! — отвечает он. — Вы так к нему не выйдете.
— Да, мы знаем, — говорю я. — Мы хотели заодно и лагерь осмотреть. Можно?
— Нет, лагерь осматривать не нужно! — мягко и в то же время строгим голосом, не терпящим препирательств, отвечает охранник. — Форт в другой стороне, — настойчиво повторяет он, указывая в сторону залива. — Вам туда!
Решив, что спорить с человеком выполняющим свою работу бессмысленно, разворачиваемся и, поблагодарив охранника, направляемся в сторону первого объекта береговых укреплений — дальномерного павильона.
Дальномерный павильон
(GPS: 59.98861, 29.21138)
125.
Здание имеет два уровня. На первом размещены внушительного размера котлы (предположительно из торпедного отсека).
126.
По некоторым найденным в сети данным, помещение использовалось как баня для офицерского состава. В подтверждение этой теории говорит и скопление камней в соседнем помещении.
127.
На втором же ярусе расположена крупная печь с заготовленными дровами и узкая бойница с железными ставнями в противоположной стене. Видимо, отсюда происходила корректировка огнём береговых орудий.
128. Печь, дрова и Митя
129. Бойница
Идём дальше и обнаруживаем небольшой отдельно стоящий домик. При более детальном его рассмотрении, выяснилось, что он также использовался в качестве бани.
130.
131.
132.
Но нас, в первую очередь, интересуют именно военные укрепления, а не гражданские постройки. Направляемся к западной батарее форта “Серая Лошадь”.
Западная батарея форта “Серая Лошадь”
(GPS: 59.99, 29.21111)
133. Вход в батарею
Многие помещения оказались подтоплены. К сожалению, лёд уже недостаточно прочен для того, чтобы выдержать вес человека.
134. Затопленные помещения западной батареи
135.
136.
137.
На удивление, сохранность многих элементов приличная. Кое-где на механизмах можно встретить даже щедрый слой смазки, оставленный военными.
138.
Сеть многоуровневых подземных ходов батареи впечатляет. Имея непромокаемую обувь, здесь есть где погулять.
139.
140.
141.
142.
143.
Вход в батарею прикрывал ДОТ, аналогичный увиденному нами в форте «Красная горка».
144. Внутри ДОТа
Снаружи он выглядит вот так.
145. ДОТ снаружи
Тем временем, тяжёлое зимнее солнце садилось всё ниже, а у нас впереди ещё много не просмотренных объектов. Приходится ускоряться.
Направляемся к 152-мм батарее.
152-мм батарея (восточная)
(GPS: 59.99083, 29.21444)
146. Вход в батарею
Решив для экономии времени ограничиться лишь осмотром орудийных двориков, бегло знакомимся с местами размещения орудий.
147.
С каждым годом природа отвоёвывает назад у человека всё бОльшие площади, принадлежащие ей по праву.
148.
149.
Со стороны залива укрепления выглядят очень неприметно.
150. Вид со стороны залива
Направляемся далее, следуя по идеально ровной, выложенной из камня, береговой линии.
151.
Следующим объектом становится стрельбище на мысу Серая лошадь.
Стрельбище мыса Серая лошадь
(GPS: 59.99083, 29.20944)
152.
Смотреть здесь особо нечего. Стрельбище представляет собой небольшой мыс, на котором при жизнедеятельности форта всё и происходило. Сейчас же это просто ничем не примечательная полоска суши над поверхностью залива.
На расстоянии около 300 м от восточной батареи размещён основной командно-дальномерный пункт.
КДП форта «Серая лошадь»
(GPS: 59.99055, 29.22)
153.
Первое, что приходит в голову при виде сооружения, это то, что он очень похож на КДП форта «Ино».
Здание имеет внушительные размеры. На трёх его этажах размещены технические помещения и комнаты для размещения командующих. Заходим внутрь.
154.
О военном прошлом сооружения напоминают валяющиеся повсюду гильзы снарядов.
155.
Здание имело сложную инженерную «начинку». Вдоль стен тянутся сотни метров пустых кабель-каналов, трубы и вентиляционные короба крупного сечения.
156.
157.
Переход с первого на второй этаж осуществлялся по бетонной лестнице.
158.
Но чтобы подняться ещё выше, придётся преодолеть лестницу из вертикальны скоб.
159.
В центре помещения сохранился бетонный фундамент с анкерной группой от наблюдательных приборов. Смотровые проёмы заложены кирпичом.
160.
Увесистые металлические створки бойниц всё ещё функционируют.
161.
162.
Если взобраться на самый верх сооружения, то можно увидеть технологический проём для дальномера.
163.
Вот так скомкано, в форсированном режиме, мы осмотрели КДП форта «Серая лошадь». Вернувшись к машинам, торопимся успеть до наступления темноты найти ещё один спрятанный неподалёку интересный военный объект — бетонную башню управления огнём.
Башня управления огнём железнодорожной артиллерийской установки
(GPS: 59.97305, 29.22638)
Краткая историческая справка:
Башня предназначалась для размещения приборов управления огнём с железнодорожных артиллерийских установок ТМ-I-14 и ТМ-III-12.
164.
Сооружение представляет собой монолитную конструкцию высотой около 15-20 метров. Через каждые 2-2,5 м устроены пояса жесткости, обеспечивающие устойчивость в случае прямого попадания снаряда.
165.
К сожалению, все металлические элементы, включая и лестницы, были распилены и вывезены. Поэтому нам не удалось взобраться наверх. Довольствуемся изучением сооружения с нижней точки.
166.
Осмотром башни официальная часть маршрута была завершена. Нам удалось посетить практически все объекты, запланированные в ходе подготовки выезда. В качестве бонуса по пути домой, договариваемся заехать к памятнику военному истребителю ИЛ-2, расположенному в п.Лебяжье.
Памятник ИЛ-2
(GPS: 59.96179, 29.41492)
Краткая историческая справка:
Двухместный штурмовик ИЛ-2 создан в 1939 г. в КБ Ильюшина. За годы войны выпущено 36163 самолёта. Этот штурмовик защищал небо над Ленинградом и Балтийским морем. На ИЛ-2 сражались и пали смертью храбрых 1350 лётчиков авиаполков базировавшихся на аэродроме «Борки».
167. ИЛ-2
168.
Посещением настоящего военного штурмовика, спасшего не одну тысячу жителей блокадного Ленинграда, закончился наш очередной краеведческий выезд.
Возвращаясь домой с тяжёлым сердцем от увиденного за день, впрочем как и каждый раз после осмотра подобных объектов, мы мысленно поблагодарили героев за их бесценный подвиг и за то, что сегодня мы — обычные ребята, можем вот так спокойно и беззаботно жить под мирным небом…
Карта посещённых объектов
Скачать точки одним файлом можно здесь.
Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.
Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.
Введите свой e-mail: