Краеведение и автопутешествия

Майский Ленивец: Великие Луки, усадьба Есиповых, дом Сталина (ч.2)

Напомню, что вечер первого дня закончился традиционным поиском места для ночёвки уже в глухой темноте. Как бы мы ни старались планировать стоянку заранее, всегда получается одно и то же — лагерь разбивается при свете фонариков ) Но утром мы одобрили свой вчерашний выбор. Место оказалось очень неплохим.

Плотно позавтракав и обсудив примерный план действий со всеми участниками, возвращаемся на трассу и продолжаем маршрут.

1. Лагерь

Сегодня мы не предполагали осмотр большого количества достопримечательностей, да и периодический ливень явно не располагал к неспешным прогулкам. Поэтому было решено устроить максимальный перегон в 600+ км и остановиться в непосредственной близости от главной цели выезда — возле Николы-Ленивца.

Но просто ехать весь день — скучновато, так ведь? Решив непременно разбавить монотонную асфальтовую езду (уворачивание от последствий артобстрела коммунальщиками дорог не в счёт), по пути заезжаем в несколько интересных мест. И первым из них становится Великолукская крепость.

Великолукская крепость

(GPS: 56.34264, 30.50725)

Краткая историческая справка:
Великолукская крепость – ещё один важный стратегический объект Псковской области. Первые упоминания о ней встречаются в летописях XII века. За время своего существования она помнит множественные осады литовцев и поляков, несколько нападений варягов, бесчисленные пожары и разрушительные бои.
После успешной осады города С.Баторием в 1580 г., крепость была разрушена, им же наспех заново отстроена и укреплена. Общая протяжённость стен составляла около километра. По периметру её окружал глубокий ров.
В 1704-1708 гг. по указу Петра I крепость отстраивается заново. На смену обветшавшим стенам приходят земляные валы высотой 21 м, в форме бастиона с пушкой в каждом из углов.
С тех пор в её стенах произошёл лишь один кровавый бой. 16 января 1943г., в ходе операции по освобождению города от немецких захватчиков, превративших крепость в мощный укреп.район, бойцы Красной Армии одержали тяжёлую победу. В память об этом в 1960 г., по проекту эстонского архитектора М.Порта, был открыт памятник в виде 26-ти метровой стелы с пятиконечной звездой на вершине. На круге в её основании перечислены воинские подразделения, участвовавшие в боевых действиях.
В настоящее время ведутся активные работы по реконструкции.

2.

Припарковав машину во дворе жилых домов, в точке (GPS: 56.34236, 30.50177), отправляемся на осмотр крепости пешком.

А начинаем мы своё знакомство с памятником истории и фортификации со стороны Равелинных и Западных ворот.

3. Равелинные ворота

Если же посмотреть сквозь арку с обратной стороны, можно увидеть памятник — установленный на высокий постамент Танк Т-34 (GPS: 56.34292, 30.50501), открытый в честь 30-ти летия освобождения города от фашистской Германии.

4. Памятник Т-34

5.

Через Западные ворота заходим на территорию необычной крепости. «Почему необычной?» — спросите Вы. Да просто мы привыкли, что слово «крепость» ассоциируется с чем-то монументальным, каменным и нерушимым. В ней обязательно должны быть высокие башни, многочисленные зубцы на стенах и массивные кованые ограды. А Великолукская крепость, на первый взгляд, совсем не кажется такой уж неприступной. Но этот самый первый взгляд, как известно, часто бывает обманчивым.

6. Западные ворота

Общий вид Равелинного бастиона со стороны памятника (Инженерного бастиона).

7. Западные и Равелинные ворота

Осматриваем памятник танку, упомянутый несколькими абзацами ранее…

8.

… и отправляемся вглубь сооружения по новёхонькому деревянному помосту, выложенному прямо по верху земляной насыпи стен.

9. Деревянный помост

По замыслу военных строителей, внутри крепости располагался Комендантский пруд (GPS: 56.34244, 30.50738) строгой прямоугольной формы.

10. Комендантский пруд

Идём дальше и сразу же взгляд приковывается к высокой стеле, установленной вершине Неплюева бастиона — обелиску Славы (GPS: 56.34262, 30.51091).

11. Обелиск

Со стороны набережной р.Ловать он выглядит так:

12. Обелиск Славы

Судя по георгиевской ленточке и возложенным цветам, жители города помнят бессмертный подвиг бойцов, освободивших их землю.

13. Список военных подразделений на «шайбе» обелиска.

А мы продолжаем знакомство с крепостью. Если пройти ещё немного дальше от стелы в сторону набережной, мы попадаем на смотровую площадку и лестницу со множеством ступеней (GPS: 56.34285, 30.51171).

14. Лестница и смотровая площадка

Отсюда открывается замечательный вид на о.Дятлинка и р.Ловать.

15.

Здесь же, у основания лестницы, установлена памятная плита, знакомящая гостей города с богатой историей крепости.

16.

Да и вообще, большое количество информационных табличек и указателей очень радует. Мы, конечно, готовились перед выездом и читали о её истории, но, согласитесь, увидеть краткую информацию на месте всегда приятнее и полезнее, чем вчитываться в сухой библиотечный текст.

17.

Закончив с осмотром, возвращаемся к машинам. Следующая интересующая нас достопримечательность будет только через 250 км. Ну, а пока нашим постоянным спутником в пути становится то мелко моросящий, то превращающийся в ливень дождик.

18.

Из возможных развлечений в пути пользуемся всеми доступными вариантами. Разговоры по рации и фотографирование дорожных пейзажиков из окна машины спасают от однообразия.

19.

20. Снова дождь

Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Товарищи, поверьте, у нас не настолько плохие дороги, как в остальной части России. Не верите? Можете проверить сами. Отложите свои дела и хоть раз сверните в любую сторону с федеральных автобанов километров на 150-200. Всё встанет на свои места 😉

А мы же, тем временем, приближаемся к усадьбе Есиповых.

Усадьба Есиповых

(GPS: 56.29527, 34.22055)

Краткая историческая справка:
Усадьба Знаменское (Есиповых) до середины XIX века принадлежала генерал-майору П.П. Есипову, потомку древнего дворянского рода, где по мужской линии много офицеров, известных участников войны 1812 года.
Знаменское серьёзно пострадало во время Великой Отечественной Войны. Во время ожесточённых боёв в главный дом усадьбы попала бомба, почти полностью уничтожив его. Сохранился лишь фрагмент здания, на стенах которого до сих пор видны следы от пуль и снарядов, как молчаливое напоминание о страшных боях.

21.

Как я уже писал выше, здание сильно пострадало. Фактически, от него осталась только одна фасадная стена.

22. Разрушенные стены

23.

Рядом с руинами господского дома замечаем усадебный амбар, переделанный под нужды современных жителей деревни.

24.

Памятник находится в тесной близости с жилыми домами. Стараясь сильно не обременять селян своим присутствием (всё-таки 3 припаркованные возле твоего дома машины вызывают кое-какие вопросы), заканчиваем осмотр и направляемся к следующему интересному объекту — «дому Сталина».

Дом Сталина

(GPS: 56.25416, 34.26972)

Краткая историческая справка:
Дом, в котором останавливался верховный главнокомандующий Советской Армии - И.В. Сталин, во время своего единственного выезда на фронт в августе 1943 года. Здесь же был отдан первый за всю историю войны приказ о проведении праздничного салюта, в честь освобождения Белгорода и Орла.
В настоящее время в доме размещён музей.

25.

Внутрь у нас не получилось попасть ровно по той же причине, что и в Порховскую крепость. Мы приехали слишком поздно и музей оказался закрыт )

Часы работы музея: Вт-Пт с 10.00 до 18.00, Сб-Вс с 10.00 до 17.00. Выходной день — понедельник

Фотографируем знаменитый дом сквозь прутья ограды и движемся дальше.

26.

А дальше нам предстоял путь длиной более 200 км, последняя часть из которого больше походила на полигон для испытания ходовых свойств подвески автомобиля, чем на дорогу общего пользования. Даже на высоком протекторе Pradozavr’a ехать там было очень не комфортно. Представляю какое чувство любви к дорожным службам испытывают водители седанов, решившие прокатиться к Николе-Ленивцу. В общем, при повторении маршрута вооружайтесь терпением и запасными колёсами на всякий случай 😉

Заехали на территорию нац.парка «Угра» мы уже поздно ночью. Макс с Галей сказали, что знают очень хорошее место для стоянки, поэтому первыми укатили на разведку. А мы же с ребятами остались дожидаться их возвращения. Через некоторое время экипаж Patriot’a вернулся с хорошими новостями:

— Место действительно очень классное, — говорит Макс. — Там и палатки можно будет установить, и машины все поместятся. Только на самом въезде придётся немного «поджиповать», — сказал он и загадочно посмотрел на команду Qashkai.

— Насколько сильно придётся «джиповать»? — спрашивает Лида.

— Да совсем немного, — обещает Макс. — Если что, мы вас выдернем.

На том и остановились. Едем к месту будущей стоянки.

На всякий случай, ещё раз повторюсь, что заехали мы туда уже глубокой ночью и под непрекращающимся дождём. Света фар хватало ровно на то, чтобы пробить занавес воды и высветить дорогу аккурат перед машиной. Лагерь разбивали всё под тем же ливнем, вымокнув до нитки и, естественно, никаких предупреждающих знаков и информационных табличек мы не видели…

Дело было здесь (GPS: 54.746404, 35.625868).

Утро следующего дня началось общением с представителями Министерства охраны природы, в простонародье — егерями нац.парка Угра. Но об этом в следующей части…

Продолжение…


Краткая характеристика первого дня :

Общая длина пройденного пути составила 620 км

Количество просмотренных объектов – 7


Карта посещённых объектов


Скачать точки одним файлом можно здесь.

Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.


Если пост Вам понравился или показался полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Введите свой e-mail:


ЛенивеЛениве

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.