MaйOFFка на Воттовааре (день 1)


В сегодняшнем посте речь пойдет о выезде в одно из самых загадочных и овеянных легендами мест Карелии – к горе Воттоваара.
Положительное решение о нём очень долго находилось под вопросом.

Гора явно не подпускала нас к себе, делая все возможное, чтобы мы остались дома.

Сначала, изучив отчеты джиперов и пообщавшись с бывавшими там друзьями, мы стали опасаться ночных заморозков и половодья. Затем мы долго не могли определиться с составом участников, т.к. в самый последний момент у всех возникали срочные и неотложные дела. И уже в сам назначенный день выезда, большая часть участников и вовсе проспала 🙂 «Раздолбайство» — скажете Вы? Возможно. Но нам больше хочется верить в мистическо-загадочную часть происходящего, чем в собственную несобранность. Тем не менее, все случилось и мы выезжаем.
Выезжаем? Нееет. Что-то я поторопился. Созвонившись с ParovozSP — водителем второго экипажа, узнаем, что, с учетом 4х человек на борту Генацвале, вещей оказалось слишком много и все они просто не поместятся. Что ж? Разворачиваем Джимасана и едем на подмогу.
Во время загрузки машин выяснилось, что свободное место закончилось и в Джимасане. Хорошо, что есть экспедиционник, иначе пришлось бы проводить ревизию и оставлять часть вещей дома. А выглядело это примерно так.

1.

2. Загрузка Джимасана

Наконец упаковав все необходимое турснаряжение, мы выдвигаемся в путь. Первой точкой должна была стать парковка у магазина «Магнит» в Сертолово, где нас дожидался Hedgehogger, для передачи необходимых запчастей в дорогу.

3.

Встретившись с Ильей и получив все необходимое, ложимся на курс СПб-Приозерск.


4.

Трасса ничем примечательным не отличалась, кроме того, что после Приозерска она превратилась в посредственного качества грунтовку. Даже осознание того, что «мы ж на жЫпах, чо» не очень помогало. По салону периодически ездили-летали-жили своей жизнью вещи, то и дело норовившие занять место водителя.


5.

По пути заезжаем в магазин, чтобы прикупить свежего молока на завтрак. Да-да! Именно молока. А как же иначе? Отдыхать так с комфортом.

6.

Закупив необходимого провианта, путешествие продолжается. Добравшись до границы Карельской республики и Ленинградской области, делаем несколько памятных кадров и снова в путь.

7.

На часах полдень, а мы до сих пор не позавтракали. Ай-ай, непорядок. Находим понравившуюся отворотку с трассы и сворачиваем в поле (GPS: 61.266211,  29.803343).
Интимных фото поедания свежеприготовленной овсянки на молоке выкладывать не буду, а вот фото в процессе приготовления – пожалуйста. Пока еда готовится, кто-то решил понежиться на солнышке.

8. Parovoz наслаждается первыми весенними лучами

Но тут пришел злой и страшный Счастливый и все испортил, изобразив мешки с синяками под глазами 🙂

9.

Подняв по рюмке за благополучный исход нашего безнадежного дела, отправляемся дальше.

10.

Т.к. времени у нас было очень мало, а доехать до Воттоваары очень хотелось, мы договорились посещать попутные достопримечательности по минимуму. Поэтому часть из точек отмеченных на карте мы проезжали мимо, а часть фотографировали не выходя из машин. Так, к примеру, мы поступили с горой Линнанмяки (GPS: 61.298263, 29.879580), которую объехали 2 раза по кругу, но так и не сделали ни одного фото и старым маслозаводом в районе Куркиеки.

11. Куркиекский маслозавод

Старый маслозавод в районе Куркиеки

(GPS: 61.298264, 29.906637)

Краткая историческая справка:
 Маслозавод в Куркиеки был построен в 1896 году, силами кооперативного общества «Куркийоен Осуусмейери». Так же на его территории располагалась собственная мельница и лесопильный завод.

Продолжая пылить по карельским грунтовкам, держим путь в направлении пос.Лумиваара, где нас ожидает еще одна достопримечательность – старая финская кирха Лумиваара.

12. Глядя на фото, почему-то на ум приходят строки из песни «…пыль дорог на сапогах…»


13. Одна из извилистых дорожек где-то в Карелии

Находим нужную отворотку и сворачиваем в сторону кирхи.

Финская кирха в п.Лумиваара

(GPS: 61.433018,  30.142670)

 Краткая историческая справка:
 Финская кирха в п.Лумиваара построена в 1935 году по проекту архитектора Адольфа Илмари Лауниса (Adolf Ilmari Launis). Освящена 7 июля 1935 года.
 Здание сохранилась просто идеально: на стенах просматриваются росписи немного выцветшие от влияния времени, но все еще легко читаемые. По деревянной лестнице можно без труда подняться на колокольню и увидеть отлично сохранившийся колокол с надписью «Лумиваара» на финском языке. Кое-где в оконных проемах сохранились и металлические жалюзи.
 Рядом со зданием кирхи расположено захоронение финнов, которые погибли защищая родную землю во время великой отечественной войны в период с 1939 по 1944 годы. Внутри висит мемориальная табличка с именами погибших.
 Крест с кирхи был демонтирован во времена правления советской власти, но увидеть его можно внутри самой кирхи, рядом с алтарем.
 По непроверенным данным, не смотря на то, что здание расположено на территории РФ, финны занимаются его реставрацией. Очень часто они совершают сюда семейные выезды, для поклонения павшим героям.

14. Фасад кирхи

За 2 года с моего прошлого посещения храма, практически ничего не изменилось ни в лучшую, ни, слава Богу, в худшую сторону. Все тот же величественный и устремленный в небо шпиль колокольни, все те же фрески на стенах, все те же скамьи внутри самой кирхи. Осмотрев здание снаружи, заходим внутрь.


15. Вид от главного входа в храм


16. Фреска над главным входом


17. Люстра


18.

На одной из стен храма висит список финских воинов, погибших в ходе двух войн – Русско-Финской 1939-1940 и Второй Мировой 1939-1945

19.


20. Вид со стороны алтаря на помещение кирхи


21.

По лестнице, расположенной справа от главного входа, поднимаемся на второй этаж

22.


23.

Осмотрев второй этаж и прогулявшись вдоль балконов, по деревянной винтовой лестнице поднимаемся на колокольню.

24.

В отличие от прошлого моего посещения, в этот раз к колоколу привязана веревка. Кто же удержится от такого соблазна? 🙂 Естественно мы попробовали раскачать его язычок. Звук превзошел все ожидания. Он оказался очень низким, гулким, мощным и заставил вибрировать не только ушные перепонки, но и все тело. И как только звонари работают на колокольнях? Этот звук эхом раздавался у нас в головах еще минут 5. После того как все закончилось, повторяем эксперимент еще раз.

25. Оглушенные и довольные ребята рассматривают колокол с еще большим уважением


26. Дата отливки колокола 1934

Решив, что 3-го раза мы точно не перенесем, возвращаемся к оставленным у входа машинам. Кстати, сверху они кажутся совсем крохами.

27.

На обратном пути по лестнице, на одной из стен, я обращаю внимание на имена, вписавших себя в историю девушек. С тех пор прошло уже 40 лет…

28.


29. Лестница

Выйдя на улицу, делаем еще один кадр кирхи со стороны мемориала финским воинам.

30.

Рядом установлена памятная табличка на 2х языках.

31.

Вернувшись к авто мы продолжаем маршрут. Впереди по курсу город с труднопроизносимым названием Лахденпохья. В нем нам нужно посмотреть часовню Валентина на берегу Якимварского залива и секретные склады недалеко от города, вырубленные прямо в гранитной скале.
Проехав по тихим городским улочкам, спускаемся к причалу, рядом с которым расположена часовня Валентина.

Часовня Валентина

(GPS: 61.517669, 30.202424)

 Краткая историческая справка:
 Часовня Валентина – небольшая деревянная часовня, расположенная на берегу Ладожского озера. Построена в 2004 и освещена в честь Валентина, епископа Интерамского.

32.


33.

Далее мы спускаемся к заливу, разворачиваемся и движемся в сторону так называемых секретных пещер.

Секретные пещеры (гора Филина)

(GPS: 61.548956, 30.196505)

Краткая историческая справка:
 Точной информации о предназначении пещер мне найти не удалось, однако в сети бытует стойкое мнение, что здесь, в свое время, располагались засекреченные военные склады. Охотно в это верится сразу же, как только туда попадаешь.

Первым, что бросилось в глаза при подъезде к скале, были бетонные блоки перегородившие дорогу. А территория перед самой скалой спланирована тяжелой строительной техникой. Интересно, неужели у этих «складов» нашелся хозяин?

34. Спланированная территория у входа в скалу

Номер телефона и надпись «Аренда» в прошлый раз вызвало улыбку у меня на лице. Кому понадобится арендовать кусок камня? Но сейчас становится понятно, что это совсем даже не шутка.

35.


36. Вход в пещеру

Наши догадки подтверждают и сколоченные из досок ворота.

37. Дощатые ворота

К сожалению, я не взял с собой вспышку, а терять время на поход туда-сюда не хотелось, поэтому фото внутренней части пещер не будет.
Далее наш путь по карельским серпантинам пролегает к визитной карточке Сортавальского района – горному парку «Рускеала».

38.


39. Карельский серпантин

Горный парк «Рускеала»

(GPS: 61.946064, 30.577596)

Краткая историческая справка:
 Горный парк «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия рядом с посёлком Рускеала. Основным объектом комплекса является заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Карьер разрабатывался с 1765 года, сегодня его протяжённость с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
 Мрамор Рускеалы использован в сооружении самых красивых и значимых зданий Санкт-Петербурга, его дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
 Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок затоплена. Перед уходом финны уничтожили документацию по выработкам и соединили их с рекой Тохмайоки. Теперь откачать воду не представляется возможным. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров.
 Камень добывался ручным бурением с закладкой пороховых зарядов. Заготовки отделяли несколькими последовательными взрывами зарядов, относительная слабость которых предотвращала возникновение ненужных трещин в монолите. Монолиты весом до 16 тонн везли на берег Ладоги за 27 верст, иногда впрягая в упряжки по 130 лошадей.
 В 1770-1830-е годы мрамор в Рускеала добывался следующим образом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера рабочие проходили горизонтальный ров («подкоп» или «подгорье») — шириной до 1.5-1.8 метра и глубиной 4-7 метров. Одновременно с ним по краям размеченного блока вырабатывались две «канавы» таких же размеров. Для этого в мраморе выбуривали шпуры («дыры» или «скважины») диаметром 2.5 сантиметра (в XVIII веке) и 3.8 сантиметра (в XIX веке) и глубиной до полуметра. Их высушивали, заряжали порохом, забивали глиной и подрывали. Затем сверху уступа по направлению линии отрыва «массы», на расстоянии 2-6 метров друг от друга, бурили скважины («цилиндры») диаметром 7.5 сантиметра и глубиной 5.7-9.5 метра. Их также заряжали порохом и подрывали.
 Для бурения применялись двухгранные (для мягких пород) и четырёхгранные (для твёрдых пород) буры длиной от 0.7 до 9.5 метра, с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками. Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После каждого удара бур поворачивался. Шлам из шпуров удаляли с помощью специального шомпола или воды. За одну смену двое рабочих выбуривали от 1 до 4 метров породы.
 Заготовленные «штуки» (блоки) мрамора весом от 7 до 16 тонн зимой грузили на специально сделанные из березовых стволов и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани в Хелюля, где оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили парусные корабли (галиоты) с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы.
 С 1830 года запасы красивого отделочного камня истощились, и мрамор продолжили добывать для получения извести открытым и шахтным способом.

Стоимость посещения карьера составляет 150 р. При этом вам на руку надевают бумажный браслет, который у нас никто ни разу так и не посмотрел. Тем не менее, мы заплатили за вход и по аккуратным дорожкам отправились на осмотр природной достопримечательности.

40.


41.

Даже не смотря на наш довольно поздний приезд, здесь было достаточно людно. Парк работает до 21 часа.


42.
43.

Учитывая что местами еще лежал снег, прокат лодок оказался закрыт. Похоже, что и в этот раз моей мечте проплыть на лодке в грот не суждено было сбыться. Видимо придется приезжать сюда еще раз, но уже в более теплое время.


44.


45.

Следуя обычному туристическому маршруту выходим к одной из штолен карьера.

46.

Поглазев на вертикальный ствол шахты, движемся дальше по новому маршруту.

47.


48.

Но, решив добавить немного экзотики и индастриала нашей экскурсии, сворачиваем в сторону старого мраморно-известкового завода

Старый мраморно-известковый завод

(GPS: 61.950278, 30.579444)

Краткая историческая справка:
 Официальным началом добычи рускеальского мрамора считается 9 августа 1766 года.
 Добыча горной породы осуществлялась ручным способом и лишь в 1930-е годы ручное бурение сменилось машинным – с помощью перфораторов. Погрузка мрамора в вагонетки всё время велась вручную. Крупные куски камня разбивали клиньями и молотками. Загруженные мрамором вагонетки рабочие толкали по рельсам штреков к шахтным стволам, где действовала механическая (от конной тяги, а позже – от паровой машины) подъёмная установка. Поднятые на поверхность вагонетки с мрамором далее везли по подвесной железной дороге к обжиговым печам мраморно-известкового завода, в которых мрамор превращался в известь. Остатки старых финских печей 1895-1937 годов постройки сохранились до сих пор.
 После войны, с 1947 года Рускеальский мраморно-известковый завод вновь стал давать известь. В те годы вагонетки с мрамором подавались из карьера наверх по наклонным рельсам (бремсбергам) с помощью лебедок.
 С 1952 года на Рускеальском мраморно-известковом заводе стали выпускать мраморную крошку двух фракций.
 В 1958 году, после проведения геологоразведочных работ, были утверждены запасы на месторождении «Рускеала-2», расположенном в 2 километрах от старинных карьеров, в Отраккала. Тогда же в Рускеальских карьерах появились первые экскаваторы.
 С 1960 года Рускеальский завод помимо декоративного щебня стал давать известковую муку, которая использовалась для известкования почв.
 В середине 1980-х годов Рускеальский завод стал давать стране также фракционированный щебень, в среднем по 200 тысяч тонн в год.
 Последующие в 1990-е годы экономические и политические неурядицы в стране окончательно подорвали жизнеспособность Рускеальского завода. Его Известковые печи были окончательно потушены в начале 1990-х годов.

 49. Заводские печи
По небольшой насыпи поднимаемся к дверному проему и попадаем внутрь одной из печей.


 50.
На территории завода расположена водонапорная башня со смотровой площадкой по периметру. Решив, что оттуда можно сделать несколько интересных кадров, лезем наверх.
 51.
Общий вид на заводские печи с высоты башни.
52.
Маленькие джимниводы передают привет
53.
Площадка по периметру башни оказалась не очень хорошо закреплена, поэтому мы не стали испытывать судьбу и направились вниз. Но спускаться по местами висящей в воздухе лестнице – то еще удовольствие 🙂
54.
Благополучно добравшись до земной поверхности, порядком подмерзшие джимниводы заторопились вернуться на покинутый культурный маршрут, с целью осмотра «Итальянского карьера».
55.
По пути в карьер мы обнаружили каменный провал. Примечательно, что не смотря на таблички о запрете спуска, на его ледяном дне мы обнаружили несколько альпинистов.
56. Все видят на этом фото Чеширского кота? 🙂
Следуем дальше по аккуратным дорожкам, по обе стороны украшенным каменными башенками…
57.
… и выходим к самому карьеру с небольшим водоемом посередине.
58.
А в его водах водится диковинная живность – будущие лягушки.
59.
Поддавшись групповому местному увлечению, синьор Parovoz оставляет свой след в карьере…
60.
… и, применяя грубую физическую силу, заставляет это делать остальных.
61.
Далее мы возвращаемся на основную туристическую тропу и движемся в сторону стоянки, по пути делая еще несколько кадров.
62.

63.

64.
За время нашего посещения парка солнце стало садиться все ниже, поэтому вопрос о выборе места ночлега приобретал все большую актуальность. Попытку срезать путь и заночевать на берегу озера неожиданно завершил тупик у железной дороги, не обозначенный на карте. Печально. Решив больше не экспериментировать, возвращаемся на знакомую трассу, попутно присматривая место для лагеря и любуясь закатными красками неба на вершинах холмов.
65.
Доехав до пос.Ляскеля и отъехав от него километров 15-20, находим приличную отворотку в поле и, немного покрутившись на месте, находим фундамент старого финского дома. Здесь и разбиваем лагерь (GPS: 61.724407, 31.060967).
Пока женская часть экипажей занималась приготовлением пищи, мы разводили костер, носили вещи, разбивали лагерь и просто подсобничали. А кое-кто, переквалифицировавшись из кофевара в винодела, еще умудрился и приготовить глинтвейн.

66.
На этом закончился первый из трех день нашей мини-экспедиции.

Карта посещённых объектов


Скачать точки одним файлом можно здесь.
Скачать road Book (дорожную карту) можно здесь.
Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.

Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Введите свой e-mail:


Комментарии:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *