ЗРК «Даль», 101 батарея и дорога «Жизни»


Зима — вовсе не повод отсиживаться дома. А уж такая «номинальная» зима и подавно. Говорят, что у природы нет плохой погоды, а есть только плохо одетые люди. Подтвердить эту теорию вызвались четыре экипажа любителей активного образа жизни, и, надо сказать, им это удалось. Но об этом немного позже.
В качестве задач и целей были выбраны интересные исторические объекты, а в качестве направления — транспортная артерия, питавшая Ленинград во время ВОВ — «Дорога Жизни».

Итак, встреча с классическим опозданием в 30 минут состоялась, рации настроены, колеса накачаны, пилоты и штурманы готовы, выезжаем.

— Саш, это что у тебя за изолента на дисках намотана? — слышу в рацию голос Лёши асТро. — Зачем нормальную снял?

Не найдя что ответить на этот выпад, т.к. знаю, что шоссейная резина смотрится на джимнике забавно, улыбаюсь во все оставшиеся и загружаю программу для построения сегодняшнего маршрута. Но навигатор со мной не согласен. Причем, категорически. Он думает иначе и напрочь отказывается прогружать точки с координатами объектов. Запускаю другое приложение — та же история, но здесь уже не загружается сама карта. Ёлки-моталки. Хорошее начало дня, однако ) Хвалю себя за скинутые накануне координаты и описание объектов Лёше, а его за то, что он загрузил их в свой навигатор.

— Ребят, у меня проблема с планшетом. — говорю я коллегам по цеху. — Лёш, вставай в голову колонны, а я по пути буду стараться с ним разобраться.

Таким строем и поехали. Предводителем был большой и толстый Defender, а за ним — три малыша-карандаша — Джимниводы. Вот такой небольшой организационный коллапс с навигацией приключился на самом старте.
Еду и обдумываю, что же могло случиться с планшетом, что он себя так повел. Странно. А следующая мысль, мелькнувшая в голове, была, что все же не люблю я выступать организатором в больших сборищах автомобилистов. Сразу начинаешь чувствовать дополнительную нагрузку и отдых превращается в работу по продумыванию как встать, как и где развернуть, как проехать и т.д. Самым оптимальным вариантом для краеведения считаю 2, ну максимум, 3 машины. Все что больше — уже перебор.

— Мы смотримся со стороны, как будто мама утка ведет за собой утят на выгул. — шутит ZhDrovosek, выводя меня из состояния задумчивости.

И правда, обращаю внимание на водителей и пассажиров соседних авто, заинтересованно поглядывающих в нашу сторону )
Так, с шутками-прибаутками, мы коротаем время в пути и незаметно доезжаем до первого сегодняшнего объекта — заброшенного зенитно-ракетного комплекса «Восточная Даль».

ЗРК «Восточная Даль»

(GPS: 60.0848, 30.74416)

Краткая историческая справка:
 Постановлением СМ СССР N 602-369 от 24 марта 1955 года на основе предложенного ОКБ-301 с учетом предложений Министерства авиационной промышленности, Министерства радиотехнической промышленности и Министерства приборостроения задавалась разработка многоканальной зенитно-ракетной системы "Даль" для одновременного наведения 10 ракет на 10 целей. Ракеты, оснащенные головками самонаведения, должны были поражать цели на дальности до 160 км, на высотах 5-20 км при скоростях полета цели 1000-2000 км/ч. Радиолокационные и вычислительные средства системы должны были обеспечить обнаружение целей на дальности порядка 300-400 км, вывод ракет на удаление 12-15 км от цели. Эскизный проект системы должен был быть выполнен во втором квартале 1956 года, опытные образцы изделий в первом квартале 1958 года должны были быть переданы на испытания. Устанавливался срок начала заводских испытаний зенитно-ракетного комплекса - второй квартал 1959 года. Под Питером строятся 3 стартовых позиции комплекса ПРО "Даль". Располагались эти полки соответственно (по названиям ближайших населенных пунктов) Первомайское (Град Обречённый), Углово (Восточная Даль) и еще один в районе Петродворца (там сейчас действующая военная часть).
Комплекс ПВО представляет собой 5 ангаров, расположенных в виде цветка с сердцевиной всередине.
0. «Ромашки» ЗРК
Каждый лепесток — ангар на 5 боксов, в которых хранились боеголовки. В случае необходимости, ракеты выкатывались по рельсам к пусковому столу в центре «ромашки» и происходил запуск. Но это в теории. Ни одна ракета не покинула эти ангары в боевом режиме. И это очень хорошо!
Еще на подъезде к первой «ромашке» я испытал шок от увиденного. Последний раз я был здесь году в 2013. Объект, конечно, был заброшен и запущен, но то, что мы увидели сегодня, переходит все границы. Повсюду валяются разбросанные груды бетонных плит, выполнявших роль подъездных путей к ЗРК, вокруг горы мусора и поваленных деревьев. В общем, зрелище то еще. Немного забегая вперед, оговорюсь, что это дело рук новых «черных копателей». Большие дядьки решили заработать халявных денег и вывозят трамбованный щебень с песком из-под дорожных плит.
1. Один из «лепестков ромашки»
К покореженному и срезанному металлу на исторических памятниках за все эти годы я уже привык. Видимо придется привыкать и к вывернутому наизнанку бетону. Зрелище это очень печально и напоминает кадры из постапокалиптических фильмов.
2.
В части «ромашек» рельсы вырезаны и вывезены. Но кое-где еще можно увидеть пути, по которым выкатывались ракеты.
3. Ж/д путь к шакте запуска ракеты
Фотографируемся на фоне…
4.
…и отправляемся изучать ангар, расположенный тут же, по соседству с «лепестками» «ромашки».
5.
Заходим внутрь и практически у самого входа находим старые плакаты и обучающие пособия.
6.

7.

8.

9.
Я снова забыл фонарь в машине, а возвращаться по болоту очень не хотелось. Вспомнил, что в моем Никоне есть мощная лампа подсветки АФ. При половинном нажатии на кнопку спуска затвора, ею вполне можно освещать путь, чтобы не провалиться в какой-нибудь приямок. Этим я и пользовался. Действительно работает 🙂
10. Похоже на приямки каких-то электроустановок
Щит управления насосами отлично сохранился и буквы легко читаются.
11.
На стенах коридоров виднеются типично-советские мотивирующие надписи.

12.
А для инструкции по технике безопасносности выделен довольно большой кусок стены.
11.
Осмотрев здание внутри, выходим на улицу и взбираемся на крышу ангара по крутым ступеням, чтобы получше осмотреть территорию. Везде видны следы любителей «дозора», построивших здесь свои укрепления.
12.

13. КП «дозора».
Рядом с ангаром мы обнаружили около десятка деревянных крестов. Не думаю, что это какое-то захоронение. Скорее всего это также «дозорные» антуражные штучки.
14.
Проходим мимо безымянных крестов и, пытаясь не провалиться в грязь по колено, по обломкам бетонных плит пробираемся к машинам.
15.

16. Так сегодня выглядит подъездной путь к ЗРК

Всю дорогу пока шел к машине, в голове крутилась мысль о том, что это неправильно, что так быть не должно, что такие объекты должны находиться под охраной государства и т.д. А в тот момент, когда мы уже заложили курс в обратном направлении, нам дорогу перекрыл солдатик, вышедший навстречу. Остановил нашу колонну и долго докладывал кому-то по телефону:

— Да, четыре машины… Нет, легковые… Не знаю… Сейчас передо мной стоят… Нет, не пропускаю…. Нет, ничего не везут, вроде… Да… Что мне с ними делать? Да, я жду…

Вот тебе и заброшенный объект. Хотел охрану государства? Получай! ) Вот и съездили посмотреть, называется. Пока солдатик разговаривал по телефону, мы стояли и ждали его разрешения на проезд, изредка переговариваясь по рации. Закончив общение с начальством он обратился к нам с вопросом о цели пребывания на базе ЗРК. Услышав об исключительно краеведческой миссии нашего визита, военный расслабился и объяснил, что мы находимся на территории ВС РФ. Сказал, что мы не имеем права здесь находиться и обязаны немедленно её покинуть. В ответ на наше возражение об отсутствии запрещающих знаков, табличек или шлагбаумов, солдат грустно вздохнул и объяснил, что знаки они регулярно вывешивают, но охотники за песком и щебнем их срывают, а шлагбаумы срезают. Поэтому такие молодые ребята как он, вынуждены ходить в пеший патруль. Странно, что он был один, без оружия или рации. В руках у него был мобильный телефон и все. Предложили подвезти служивого до КП и поехали дальше по маршруту, рассуждая каким образом у охраны осуществляется информирование о «посетителях». Ведь ни камер, ни КП мы не проезжали.

Желающим повторить посещение ЗРК «Восточная Даль» рекомендую хорошенько обдумать готовы ли вы к разговору с представителями вооруженных сил?

А погода все никак не могла определиться со своим состоянием. То накрапывал легкий дождик с порывистым ветром, затягивая все небо целиком, то солнце робко выглядывало из-за густых серых туч.
17. Дорога
Но мы катим по дороге, готовые к любому капризу природы.
Небольшое лирическое отступление. В прошлую субботу состоялось празднование дня рождения дорогого Паши Shadowrunner, на котором кто-то из ребят, выпив пива больше нормы, предложил отпраздновать Новый год на берегу залива. Макс тут же вспомнил отличное место и естественно захотел нам его показать. А так как на выезд он так и не приехал, а Леша асТро хорошо знает район р.Морье, решаем осмотреть место предполагаемого празднования самостоятельно.
Сворачиваем на грунтовку и дальше едем по живописным лесным дорожкам.
18.
Местами лужи были глубокими.
19. ZhDrovosek ныряет в лужу

20. Паша Shadowrunner бОльший аккуратист и предпочитает другую траекторию )
асТро же устроил показательное выступление по проезжанию водных препятствий на своем Defender.

21.

22.
Так, с небольшими остановками на «сфоткай как я проезжаю», мы добрались до нужного места на берегу Финского залива. Но «домик неизвестного архитектора» оказался уже занятым охотниками, вставшими в нем с ночевкой.
Раз уж мы приехали в такое живописное место, не уезжать же с пустыми руками. Точнее с пустыми картами памяти. Выстраиваемся в ряд и айда фоткаться )

23.
Позируем, так сказать, на полную )

24.
Паша поддался ностальгии и вспомнил о кумире детства, повторив его трюк. Правда у Ван Дама машины были повыше, а растяжка пошире, но для Ван Дама регионального значения и так сойдет.
25.

26. Мелочь на фоне залива
А Леша снова играет по-крупному, в этот раз показывая мастер-класс парковки на камне и в заливе. Ух, агрегатище!
27. Дэф-богатырь, выходящий на берег из морских пучин
Вдоволь накатавшись по пустынному пляжу, возвращаемся к краеведческой составляющей выезда. Прокладываем маршрут к 101 Дальнобойной батарее и по той же дороге возвращаемся назад, к развилке на Борисову Гриву, далее продолжая путь по «Дороге Жизни».

101 Дальнобойная батарея

(GPS: 60.04243, 31.10519)

Краткая историческая справка:
 Этот малоизвестный теперь укрепрайон, состоявший из системы подземных сооружений, площадок для зенитных орудий и батареи береговой артиллерии, действовавший в годы блокады Ленинграда на обороне "Дороги жизни" ранее являлся исторической экспозицией под открытым небом и опекался сотрудниками ближайшего пионерлагеря и пионерами. В настоящее время экспозиция заброшена. Главной достопримечательностью экспозиции было уникальное сооружение - укрепленный наблюдательный пункт, который до сих пор поражает воображение размерами и оригинальностью конструкции. В настоящее время это один из немногих хорошо сохранившихся.
 8-9 сентября 1941 г., когда фашисты захватили Шлиссельбург и вышли на левый берег Невы, правый её берег напротив Шлиссельбурга совершенно не был готов к обороне. Здесь тогда находились только сильно потрёпанные врагом части отступившей из Шлиссельбурга 1-й дивизии НКВД, в распоряжении которых не оказалось ни артиллерии, ни даже миномётов, и, если бы немцы, развивая наступление после взятия Шлиссельбурга, смогли бы тогда с ходу переправиться на правый берег Невы, – город был бы однозначно удушен в тисках вражеской блокады – ведь только горсточка НКВДэшников, не имевшая даже полковой артиллерии, оказывалась между ними и финскими войсками, до которых было всего 60 км. И именно 101-я дальнобойная батарея в те роковые дни оказалась единственной боеспособной артбатареей на участке берега Ладоги и Невы от Осиновца до Невской Дубровки. И сорвала попытку фашистов переправиться через Неву и захватить западный берег Ладоги, таким образом сохранила для ленинградцев возможность организовать Дорогу Жизни. 
За поселком Коккорево, прямо перед воротами пионер-лагеря «Ладожец», сворачиваем налево и выезжаем на прекрасный песчаный пляж.
28.
Берег пустынен и нас не покидает чувство удаления этого места от цивилизации. Не верится, что это всего-то в часе езды от города. Виды здесь фантастические.
29.
Доезжаем до самой башни управления огнем и, конечно, отправляемся на ее детальный осмотр, попутно найдя ответ на виртуальный тайник сайта геокешеров.
30. Чета Каннов штурмует башню
Но если взобраться по старой металлической лестнице можно запросто, то спускаться по отсутствующим ступеням удовольствие то еще. Паша предлагает испробовать технику спуска «а-ля пожарный». Это действие, по его мнению, непременно должно сопровождаться веселыми возгласами и выкриками на ирландский мотив.
31.
Дальше был обед прямо у башни и очередной фотосет на берегу.
32.

33.
И снова нам здорово повезло с погодой. За время обеда ветер разогнал все тучи, позволив нам насладиться замечательным закатом с видом на залив.
34.
А мне удалось поснимать прекрасные брутальные формы автомобилей с большой буквы.
35.

36.

37.

38.
Изрядно понежившись в лучах низкого зимнего солнца и получив порцию эстетического удовлетворения, мы едем дальше.
Как всегда хочется много успеть, но короткий световой день накладывает свои ограничения. Следующей точкой на нашем пути становится Паровоз Комсомолец.

Паровоз «Комсомолец»

(GPS: 60.12585, 31.06648)

Краткая историческая справка:
 Паровоз Эш-4375 установлен на вечную стоянку в мемориальном комплексе на станции Ладожское Озеро у здания вокзала 7 мая 1975 года. На обеих сторонах его тендера надпись: "Все для фронта, все для победы". Грузовой Эш-4375 построен в 1923 году в Швеции на заводе "Нюдквист и Гольм" по чертежам Луганского завода. В тяжелых условиях блокады Ленинграда, голодные, под обстрелами и бомбежками, бригады машинистов-комсомольцев В.Елисеева, В.Еледина и А.Самойлова обеспечивали воинские перевозки, эвакуацию и подвоз продуктов на линии Ладожское Озеро-Ленинград. В городе не было электричества, воды и отопления. Комсомольские бригады паровоза водили поезда с торфом для единственной электростанции, работавшей в Ленинграде в самый тяжелый период блокады 1941-1942 годов.
 Все машинисты, работавшие в блокадное время на Эш-4375, удостоены высоких наград, а старшему машинисту паровоза В.Елисееву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
 В 1944 году поэт Николай Тихонов писал: "После войны этот паровоз надо будет поставить в музей рядом с героем битв - нашим славным Т-34". Слова поэта сбылись. Эш-4375 был отправлен в Москву для ремонта в 1943 году и обратно на дорогу не возвращен. По инициативе общественных организаций в 1969 году паровоз разыскал и доставил в Ленинград-Финляндское депо машинист В.Еледин.
Памятник восстановлен летом 2015 года, поэтому выглядит очень опрятно и свежо.
39.
Рядом с локомотивом установлена мемориальная табличка с напоминанием о бессмертном подвиге боевой машины и человеческого мужества.

40.
Как всегда мне хочется увидеть больше, чем показывают  )
41.
Но примерить на себя роль машиниста у нас не получилось. Т.к. паровоз является памятником, специально для активных посетителей, возле ступеней в рулевое отделение, висит табличка с напоминанием об этом.

42.
Не знаю почему, но колеса паровоза, выкрашенные в красный цвет, привлекли мое внимание и не дали пройти мимо.

43.

44.
На территории вокзала расположен еще один памятник — фрагмент корпуса корабля.

45.
Делаем коллективное фото участников выезда (на данном фото отсутствует Рита shadowrunner, оставшаяся в машине)…
46.Почти вся команда в сборе

…и направляемся к предпоследнему на сегодняшний день исторически значимому месту — памятнику Разорванное кольцо, мимо которого мы уже дважды сегодня проезжали, но оставили напоследок.

Мемориал «Разорванное кольцо»

(GPS: 60.08141, 31.06706)

Краткая историческая справка:
 22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера прошла первая колонна автомашин, связав осажденный Ленинград с Большой землей. Легендарную трассу, которой обязаны жизнью сотни тысяч ленинградцев, благодарные жители города назвали "Дорогой жизни". В память о железнодорожниках, водителях автомашин, бойцах ПВО и летчиках, которые обслуживали и защищали трассу, вдоль "Дороги жизни" установлены монументы и поминальные кресты.
 Боевая и гидрометеорологическая обстановка блокадной зимы требовала частой замены трасс. Только от Осиновца до Кобоны было проложено около шестидесяти.
 Первая ледовая дорога, построенная зимой 1941-1942 гг., просуществовала 152 дня. За это время в Ленинград было доставлено 354200 тонн грузов. Это позволило увеличить норму выдачи хлеба в три раза: с 250 гр. рабочим и 125 гр. служащим и иждивенцам до 500 г. рабочим, 400 гр. служащим и 300 гр. иждивенцам. Кроме того, на Большую землю по ледовой дороге эвакуировали более полумиллиона ленинградцев.
 В это время на станцию Ладожское озеро было проложено более 20 железнодорожных путей, обустроено 4 новых станции: Осиновец, Каботажная, Костыль, Болт, для защиты Ленинграда построены 5 бронепоездов. 
Очень неожиданно было увидеть рядом с памятником нововведение 21 века — большой красный хештег. По-моему, отличная идея. Возьму на вооружение.
47.

48.
На заборе возле памятника висит напоминание для посетителей на 3х языках. Интересно, это китайский или японский? )
49.
В конце аллеи, ведущей к самому разорванному кольцу, установлена гранитная плита с мемориальной табличкой.
50.
Наверху плиты лежит простреленная проржавевшая солдатская каска, в качестве назидания потомкам о нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю наших дедов.
51. Такие вот безмолвные напоминания действуют на меня всегда сильнее тысячи слов
Прямо под самим разорванным кольцом, в память о погибших в боях за Родину, горит вечный огонь.
52.
Осмотром мемориала закончилась официальная часть сегодняшнего выезда. А дальше… А дальше по программе должна была быть усадьба Ириновка, в описании к которой автор забыл упомянуть о ее состоянии.

Усадьба «Ириновка»

(GPS: 60.08539, 30.89984)

Уже практически глухой ночью мы приехали с надеждой увидеть усадебные стены, а обнаружили лишь остатки фундамента и обломки шифера. Ну, что ж? Бывает и такое в краеведческой жизни. Немного покрутились на месте и отправились в сторону дома. Разглядев на карте намек на возможный выезд, Леша асТро предлагает попробовать не разворачиваться, а срезать по «прямой». В общем, вы знаете чем обычно заканчиваются все попытки найти короткую дорогу, да? ) Срезали мы около получаса, испачкав в грязи лопату, трос и топор…

53.

Но это уже совсем другая история….


Карта посещённых объектов


Скачать точки одним файлом можно здесь.

Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.


Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Введите свой e-mail:


Комментарии:


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 мыслей про “ЗРК «Даль», 101 батарея и дорога «Жизни»

  • Kinderoks

    Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы .

  • NiseCreid

    Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек