Аэропорт Громово и Лемболовская твердыня


«Слушай, мы уже так давно никуда не ездили! Так хочется уехать из города. Посидеть на природе. Посмотреть что-то интересное» — с такими словами ко мне Сергей.

И правда, слишком уж мы засиделись в этом шумном городе. Давно настала пора прогуляться самим, да машинки выгулять. Сказано — сделано. Изучил карту, нашел интересные объекты и вот мы уже на пути к изучению Всеволожского и Приозерского районов.

Встречаемся в условленной точке, обсуждаем примерный путь и настраиваем рации на стандартный для наших выездов 16 канал.

1.

Доехав до первой приличной АЗС заправляем баки под завязку, т.к. для любого автомобилиста нет лучшего вида, чем неподвижно лежащая стрелка полного бака ) А как же прекрасно выпить утренний кофе в предвкушении предстоящей прогулки! Снова ловим на себе заинтересованные взгляды окружающих, разглядывающих нас и показывающих пальцами на моего младшего штурмана ) Джина, кстати сказать, удивлена их реакции не меньше )

2. Че пристали?

Ну, вот и настает тот момент ради которого мы собрались. Задаем нужные координаты и направляемся к первой точке — подземной электростанции.

Подземная электростанция

(GPS: 60.31233, 30.264)

Краткая историческая справка:
 Подземная электрораспределительная подстанция предназначалась для снабжения электроэнергией сооружений Лемболовского БРО Карельского Укрепрайона. Условное наименование - "Волна". Подстанция двухэтажная, с двумя входами. Построена была в 1938-39 гг, впервые под напряжение поставлена в апреле 1940 г.
 За все время боевых действий на Карельском перешейке, даже в самое тяжелое время зимы 1942 года, Ленинград бесперебойно подавал  электроэнергию на эту и подобные подстанции КаУРа, в свою очередь, электротехнические роты без перебоя обеспечивали электричеством  боевые сооружения, в том числе и электропрепятствия, которых финны опасались и на участках, где они были установлены,  практически не совершали вылазок В послевоенные годы подстанция была модернизирована. С боевого дежурства, как и весь КаУР,  она снята во второй половине ХХ века. У входа сохранился барельеф в виде звезды с надписью по кругу "Войны мы не хотим, но в бой готовы" и датой 1933

Находим отворотку с трассы и продолжаем путь по грунтовой дорожке, которая выводит нас к расчищенной поляне. Похоже, что кто-то всерьез здесь взялся за выкорчевывание деревьев. Кругом валяются хаотично поваленные, спиленные, поломанные стволы и ветки, без какого-либо намека на хозяйскую руку. Складывается ощущение, что повалить — повалили, а убрать как будто забыли.

Останавливаемся у точки с нужными координатами и пытаемся разглядеть сам объект. А сделать это совсем не просто. Даже имея ориентир, мы не сразу нашли это сооружение. Искусство маскировки военных строителей впечатляет в очередной раз. Основная площадь электростанции надежно скрыта от посторонних глаз земляной насыпью, на которой прямо поверх огромных железобетонных перекрытий растут деревья и кусты.

3. Вход в электростанцию
В глаза бросается табличка ярко-красного цвета с надписью «Памятник истории».
4.
Вооружившись фонариками проходим внутрь, всячески пытаясь не напороться на какой-нибудь металлический остов щита или трубы, которыми щедро усеяны все стены и полы вокруг.
Внутри памятника истории, как впрочем и в остальных подобных ему, царит хаос и бардак. Банки, склянки, бутылки и горы прочего мусора — их неотъемлемые спутники.
5. На стенах видны знаки «Дозора»
6. И остатки электрических устройств

7.
Пройдя по длинным подземным коридорам в кромешней тьме, попадаем в комнату с остатками фундаментов от генератора или чего-то подобного.
8.
Здесь же на стене виднеется надпись, призванная, по задумке автора, внушить трепет и страх любителям индастриала. Идём дальше на осмотр электростанции.
9.
Луч фонаря выхватывает из темноты насквозь проржавевший, и превратившийся в металлическую пыль, короб системы вентиляции.
10.
С трудом приотворяем проржавевшие дверные засовы и петли, и попадаем в очередное помещение с какими-то электрическими шкафами.
11. Дверь из прошлого
Большое количество одинаковых по размеру окружностей и остатки подведенных к ним проводков, говорят о том, что это был шкаф с приборными панелями.
12.
Так он выглядит с обратной стороны. Странно, что все эти клеммы, как впрочем и сами металлические панели, не стали добычей металлоискателей.
13.
В соседней комнате расположен еще один металлический шкаф, но уже без панелей в лицевой части. Вместо них можно увидеть лишь узкие тонкие прорези.
14.
Продвигаемся еще немного вперед по темным сырым коридорам и обращаем внимание на небольшую комнатку с вполне знакомым каждому керамическим предметом белого цвета. Тут все понятно. Ничего нового. Идём дальше )
15.

Кое-где на полу ещё можно встретить остатки типичной советской плитки. Прямо привет из детства получается. Помните, эта плитка была везде где только можно, во всех гос.учреждениях, больницах, заводах и фабриках? Странно, что её использовали даже в отделке военного объекта.

16.
Побродив ещё немного в темноте, выбираемся на поверхность. Со стороны дороги обнаружить подземную электростанцию практически невозможно. Она выглядит как обычный, ничем не примечательный холмик, которых в Ленобласти, с её неровностями рельефа, великое множество. На поверхность выходит лишь несколько «грибков» вентиляции, да пара-тройка дополнительных коммуникационных трубопроводов. Да, кстати, там мы обнаружили ещё и дополнительный выход на поверхность, но лезть внутрь особого желания не возникло. Было достаточно сыро и грязно )
17. Грибок вентшахты

18.

Ну, а мы, тем временем, продолжаем наш маршрут, заехав к мемориалу Лемболовская твердыня

Лемболовская твердыня

(GPS: 60.33081, 30.27769)

Краткая историческая справка:
 Мемориальный комплекс "Лемболовская твердыня" находится на 31 км Приозерского шоссе. Эта высота помнит бои 1918-1920 г. На этих рубежах красногвардейцы сражались за Советскую власть с белыми бандами и победили. В честь подвига красногвардейцев здесь была установлена небольшая гранитная плита. В 1941 году у высоты вновь горела земля, содрогаясь от взрывов. Дивизии 23 армии, бригада моряков - пограничников вели здесь кровопролитные бои, остановив фашистские полчища 06.09.1941г., не пропустив их к Ленинграду. С этого рубежа в 1944 г. началось освобождение Карельского перешейка. Мемориальный комплекс, воздвигнутый на месте бывшего переднего края обороны, символизирует мужество и отвагу, неукротимую волю к победе над оккупантами, рвавшимися к Ленинграду.

19.

Здесь мы немного побродили в окрестностях мемориала, пытаясь найти геокешерский тайник. Но удача в этот раз от нас отвернулась и вместо тайника мы обнаружили только его разоренное место.
20. Видимо когда-то здесь лежал «клад»
Ну, что ж? Бывает и такое. Продолжаем путь вперед, к памятнику финским крестьянам в Петровском.

Памятник финским крестьянам в Петровском

(GPS: 60.63995, 30.20298)

Краткая историческая справка:
 Территория Карельского перешейка в XVII веке переходит в руки Шведского королевства и возвращается в состав России только при Петре I, в результате Северной войны. Возвращается вместе с населением, большую часть которого к тому времени составляли финские и шведские крестьяне. Имения и земли вместе с населением были подарены и розданы дворянам и военным за заслуги в Северной войне. В частности, одна из усадеб, была подарена графу И. Мусину-Пушкину. Крупнейшей дворянской усадьбой края становится поместье Петяярви (ныне пос. Петровское), которым после Мусина-Пушкина владел И. Сиверс, а затем барон Б. Фредерикс. С пришествием новой власти, новых хозяев изменился и уклад жизни простых крестьянских дворов. Крестьяне, как и во всей России, постепенно повели борьбу за освобождение от крепостничества.
 В память об этих событиях и была уже в XX веке построена эта башня как памятник «крестьянам дарственных земель». Такой монумент на территории «Финской Карелии», как назывался в начале XX века Карельский перешеек, был построен еще в трех деревнях - Валкярви (ныне Мичуринское), Метсяпирти (Запорожское) и Пюхяярви (Плодовое)
Въезд в деревню, на территории которой и расположен памятник, оказался закрыт на замок, поэтому перед нами встала дилемма — продолжить путь пешком или попытаться найти объезд. Обращаюсь за советом к навигатору, который тут же показывает вполне вероятную возможность объезда деревни по полям.

— Серёга, у нас есть два пути. — говорю я в рацию. — Первый — самый простой, разворачиваемся и едем к следующей точке. И второй — сворачиваем в поле и, объехав деревню, ищем заезд с другой стороны.
— Конечно едем в поле! — ответил он.

Отлично! Я даже не сомневался ) Включаем полный привод и топаем по педали акселератора. Иииихха! Вот она — свобода! Но полевая дорожка на деле оказалась не такой простой, как мне виделось на первый взгляд. Бодро съехав с укатанной деревенской грунтовки, мы на всех парусах попадаем в классический глинозём с остатками растительности. Колёса проскальзывают, мы, словно малые дети, радуемся грязи и продолжаем свой путь. Извилистая тропинка выводит к подножью небольшого холма и, словно озорная девчонка, сбегает вниз.
Вот тут-то глина вступает в игру на полную, показывая своё истинное скользкое нутро и превращая наши внедорожники в неуправляемую груду металла на лыжах. Всё бы ничего, да только показавшаяся впереди канава всё приближалась с нарастающей скоростью. В какой-то момент мне даже показалось, что контакта не избежать. Мысленно уговаривая Джимасана одуматься и вспомнить о его внедорожных корнях, кое-как мне удаётся вывернуть руль и, слегка поддав газу, вытянуть его из этого глиняного дрифта. Признаться честно, «дрифтанул» я в этот момент знатно ) Особенно когда понял, что Drovosek мчится со склона мне в спину, и что ситуация с управляемостью его авто ничуть не лучше.
Вроде обошлось. Опасность миновала и мы снова твердо стоим на ногах, ощущая лёгкий приступ адреналина, делимся впечатлениями и отправляемся на поиски той самой объездной дороги, ради которой всё это и затевалось.
Наши старания были не напрасны. Второй шлагбаум, закрывавший сквозной проезд через деревню, оказался лишь прикрыт для отвода глаз, поэтому мы практически беспрепятственно проезжаем через него.
Паркуемся у ограды коттеджа и отправляемся на поиски нужного объекта.
21. Памятник расположен за забором одного из деревенских коттеджей
Второй из четырёх одинаковых памятников мы увидели на развилке в Пятиречье. Прочитать об этом можно здесь.
Рядом обнаруживается какой-то холм с приколоченной к дереву табличкой «Не трогать. Игорь» и указателем в сторону этого холма.
22. Странная надпись, не правда ли? )
А вот и тот из-за кого весь сыр-бор. Со стороны всё это выглядит как сваленные в кучу попиленные ветки и кусты.
23.
А на самом деле выходит, что это «усадебная горка»?

24.

Обходим памятник с обратной стороны.

25.

И перед нами открывается роскошный вид — аккуратный деревянный пирс, уходящий в кажущееся безбрежным озеро из-за густого тумана.

26.

Конечно же мы не смогли удержаться от того, чтобы не прогуляться по этой красоте, даже не смотря на упавшее дерево, частично перегородившее путь.

27. Серега и Джина на пирсе, на фоне памятника финским крестьянам.

Кое-где состояние пирса я бы назвал аварийным. Пробираться по нему приходилось с опаской, чтоб не поскользнуться и плюхнуться в болото.

28.

Зато какой потрясающий вид на озеро оттуда открывается.

29.

Такого количества туманных дней как в этому году, я не помню за всю свою сознательную жизнь.

30. Кувшинка и какое-то водяное растение на мирной глади озера

Я понял, что очень люблю туманы. Есть в них что-то притягательное и мистическое.

31.

32.

А какой там воздух… Нам хотелось наполнить им все возможные ёмкости, чтобы увезти с собой как можно больше. Надышаться им практически невозможно.

33.
Джина тоже оценила влияние тумана на своё состояние. Ей то и дело мерещились какие-то движения в кустах )
34. Охотница
Так выглядит пирс и памятник на вершине холма, со стороны озера.
35.
Ну, а мы нехотя отправляемся дальше.
36.
Хотя далеко нам уехать не удалось. Уж очень не хотелось покидать это место. Выехав из деревни, на берегу озера делаем короткий привал, чтобы отведать традиционное блюдо Тони Владимировны — блинчики со сгущёнкой и ароматным кофе.
37.

38. Озеро
Подкрепившись, мы продолжаем путь. Следующей точкой выезда становится широченный противотанковый ров.

Противотанковый ров

(GPS: 60.66944, 30.07416)

Фотографировать его я не стал, т.к. темный, серый осенний лес с грудой опавших листьев и отвалами земли, всё равно не передали бы того, что увидели наши глаза. Ров действительно очень широкий и, судя по тому, что у нас было ещё две точки с его координатами (GPS: 60.66694, 30.06805 и 60.66166, 30.06166), на самом деле очень протяженный.
Зато нам удалось посетить могилу неизвестного солдата, расположенную рядом с первой точкой рва.
39.

40.
Отсюда мы направились к одной из самых интересных достопримечательностей сегодняшнего маршрута — заброшенному аэродрому в Громово.

Заброшенный аэродром в Громово

(GPS: 60.71586, 30.12678)

Краткая историческая справка:
 Аэродром в Громово - заброшенный военный аэродром, на котором в период с 1953 по 2002 г. базировался 180й гвардейский Сталинградский Краснознаменный истребительный авиационный полк. 
Объезжая горы мусора и немного попетляв по многочисленным лесным дорожкам, мы попадаем на… взлетно-посадочную полосу.

41.

Делаем ещё несколько кадров для истории, всем видом показывая где мы находимся )

42.

Удивительно, я понимаю, что аэродром давно заброшен и самолетов там быть никаких не должно, но приличного состояния бетонка, закатанная асфальтом, хорошо сохранившаяся, на первый взгляд, разметка со следами переехавшего свежую краску транспорта, аккуратно высаженные ёлки, намекали об обратном.

— Серёга, как думаешь, нам навстречу сейчас никто не вылетит? — спрашиваю я в рацию у Drovosek’a. — У меня такое ощущение, что мы едем по действующей взлётке.
— А кто его знает? Давай прибавим?! — отвечает он и мы нажимаем газ в пол, чтобы с ветерком прохватить по идеально гладкому асфальту.

Взлётная полоса оказалась не такой длинной как я предполагал. То ли мы слишком увлеклись играя в гонщиков, то ли она и правда короткая. Сразу за деревьями перед нами открылась огромная площадь с армейскими постройками. Бесспорно, основное внимание притягивают к себе ангары — огромные бетонные полусферы, надёжно замаскированные под толстым слоем грунта с плотной стеной деревьев наверху.
Заезжаем внутрь и делаем несколько фото.


43.
Вы уже обратили внимание на толщину створки? Меня она очень впечатлила. Прошу Серёгу встать рядом с лежащей воротиной, для оценки масштаба.

44.
А приводились эти монстры в движение по рельсам при помощи электродвигателя с шестерёнчатой передачей.

45. На каждую створку ворот был установлен свой электропривод. До наших дней не дошёл.
Пока Сергей поехал на разведку территории, я успел сделать ещё одно фото Джимасана внутри ангара.

46. Мешки с мусором кем-то соскладированы у ворот ангара. Интересно, если объект заброшен, то кто же здесь убирает?
На стенах остались памятки рабочему персоналу.

47. Помни! Обороты двигателей при опробовании и выруливании не более 70%

48. А вот что здесь написано, я так и не понял
Ворота некоторых хранилищ смогли устоять против лап металлоискателей.

49.
Поднимаемся наверх одного из складов, с установленной там смотровой площадкой.
50. Внутри кунга все разбито и разграблено.
Делаем несколько фото сверху, оценивая территорию с высоты дежурного по КП.

51.

52.
Сильно не хватает ширины угла, т.к. снимал я на 50 мм. Хочу ширик )

53.

На этом закончился наш сегодняшний выезд, а короткий световой день подходил к концу. Нам удалось посмотреть далеко не все объекты этого района, но это даже к лучшему. Будет повод вернуться сюда снова )


Карта посещённых объектов


Скачать точки одним файлом можно здесь.
Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.


Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Введите свой e-mail:


Комментарии:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *