Форт «Ино», мыс Флотский и маяк Стирсудден


Краеведение по Ленобласти c военным уклоном — тема практически неисчерпаемая. За последние 100 лет здесь было построено множество укреплений и сооружений разного уровня сложности, т.к. Ленинград всегда был городом стратегического значения для обеих сторон. Именно поэтому для одних отстоять его было также важно, как для других — захватить.

 

Решив разбавить прошлый мирный выезд по Усадьбам и памятникам юга Ленобласти, в этот раз мы отправляемся на север — за Зеленогорск, чтобы осмотреть объекты периода царской России и Великой Отечественной Войны.

Встреча

Выбор места для старта с каждым разом становится все более предсказуем и банален. Все просто. Если едем на север — встречаемся на парковке у ТРК «Мега Парнас». Без вариантов. Сегодняшняя встреча не стала исключением.

Встреча

1. На парковке

Пока дожидаемся третьего бессменного участника — Пашу Shadowrunner’a, Джина заскучала.

Джина

2. Вселенская тоска и мировая скорбь в глазах

Drovosek прикладывает все усилия, чтобы развеселить младшего штурмана. Кое-как получается )

Джина

3.

Тем временем, Паша не заставил себя долго ждать и наконец-то наша команда в сборе. Можно выезжать.

Встреча

4.

Первым объектом сегодняшнего краеведческого маршрута должен стать довольно известный любителями военной истории форт «Ино». Закладываем курс в его направлении и покидаем парковку.

Проблема

Не успели мы отъехать и нескольких километров, как из рации стали доноситься частые помехи с включением отдельных членораздельных слов.

шшшш…. Едем….. шшшш…. Приморскому…. шшшш…. Зеленогорск…. шшшш…… Слышите?…. шшшш…. — с трудом разбираем голос Drovosek’а, пытающегося что-то сказать, а после и вовсе пропавшего из эфира.

Созвонившись по телефону, выясняем, что у него окончательно вышла из строя тангента. Поэтому всю оставшуюся часть выезда его экипаж проведет в молчании и будет ориентироваться по ситуации.

Заезжаем на первую попавшуюся заправку, чтобы попытаться реанимировать переломившиеся провода. Безрезультатно.

Проблема с тангентой

5.

Пока Drovosek пытался починить рацию, заправляющиеся снова удивленно поглядывали на нашу мини-колонну. Ещё бы! Ведь одна из машин выглядела вот так.

Проблема с тангентой

6. Джимни и 0,5 Drovosek’a

Так и не починив тангенту, мы добрались до первой точки — форта «Ино».

Форт «Ино» (Николаевский)

(GPS: 60.16836, 29.37431)

Краткая историческая справка:
Форт Ино – поистине грандиозное сооружение своего времени. Он был построен у мыса Инониеми, недалеко от деревни Ино (ныне Приветнинское) и вместе с фортом Красная Горка должен был защитить вход в Финский залив. Строительство его велось в период с 1909 по  1918 годы под руководством различных военных инженеров.
Сооружение больше похоже на огромную крепость, чем на форт в классическом представлении. Здесь разместились две береговые батареи с четырьмя 152-мм пушками Канэ, батарея на восемь 279-мм гаубиц с дальностью 15-18 км. В целом, форт состоял из более чем 40 орудий, казарм, мастерских, котельных, железной дороги для доставки снарядов к орудиям, командного и наблюдательных пунктов. Все сооружения были защищены стрелковым валом с бетонными опорными пунктами. Толщина бетонного перекрытия бытового городка, размещенного вокруг орудий составляла 2 (!) метра.
Помимо несения основной задачи в военное время, создателями проекта форта предусматривалось строительство сооружений для размещения личного состава в мирное время, а также гавани, которая была оборудована тремя подъемными кранами с грузоподъемностью одного из них в 32 тонны.
Не смотря на колоссальный размах, участия в боевых действиях форт так и не принял. После получения Финляндией независимости в 1918 г., российское правительство хотело оставить форт за собой, но руководство Финляндии категорически с этим не согласилось, опасаясь перехода сооружения в руки красно-финнов. (в этот период в Финляндии происходила гражданская война).
Тогда командование нашими войсками отдает приказ удерживать форт до последнего, любой ценой. В случае невозможности выполнения задания – уничтожить и эвакуироваться в г.Кронштадт. Форт был взорван 14 мая 1918 г.

Сегодня укрепления находятся на территории действующего автотранспортного предприятия. На въезде висит несколько поржавевших от времени «кирпичей», запрещающих движение, но ворота приоткрыты. Шлагбаума нет. Заезжаем внутрь и паркуемся в сугробе перед наиболее хорошо сохранившейся частью сооружения.

Форт Ино (Николаевский)

7.

— Тааак, это что у нас тут? Клуб Джимников? — слышим за спиной голос то ли охранника, то ли сотрудника предприятия.

— Да, вот приехали посмотреть ваш форт. — отвечаю я ему. — Присоединяйтесь.

— Нет, спасибо! — смеётся охранник. — Я работал на сервисе «Suzuki» и хорошо знаю эти машинки. Хорошие аппараты! Вы когда пойдёте на форт, не шумите внизу сильно. А попасть внутрь лучше через разлом от взрыва. Сверху всё увидите.

Проводив нас практически до самого подъема, охранник (пусть он будет охранником 🙂 ) ещё раз попросил нас сильно не шуметь внизу и пожелал всего хорошего. А мы же отправляемся на осмотр этого бетонного гиганта.

Немного забегая вперед скажу, что мы осмотрели всего только одну батарею (снежная зима накладывает свой отпечаток), но масштабы и размах правда впечатляют.

Форт Ино (Николаевский)

8. Форт «Ино»

Поднимаемся наверх и проходим мимо мест установки мощных орудий.

Форт Ино (Николаевский)

9.

Сейчас здесь всё завалено снегом и разломов от взрыва не видно. Поэтому передвигаемся след в след, чтобы не провалиться в трещину.

Форт Ино (Николаевский)

10. Проёмы форта, Джимники и гаражи автопредприятия на заднем фоне

Поскользнуться и улететь в одно из таких отверстий — нечего делать.

Форт Ино (Николаевский)

11.

Снизу это выглядит так

Форт Ино (Николаевский)

12.

Форт Ино (Николаевский)

13.

Форт Ино (Николаевский)

14.

Охотники за металлом ещё не все успели снять, торчащие из стены рельсы сохранены.

Форт Ино (Николаевский)

15.

Возвращаемся к месту установки орудия, чтобы спуститься внутрь. Вон там, под автографом господина по имени Филя, родом из далёкого 1985 года, есть проход. Нам туда.

Форт Ино (Николаевский)

16.

Первым, что бросилось в глаза при спуске, стала эта надпись.

Форт Ино (Николаевский)

17. Кто бы спорил? Юмор, однако )

Через бетонные обломки и завалы пробираемся внутрь. Здесь со всех перекрытий свисают «сталактиты».

Форт Ино (Николаевский)

18.

Вот они во весь свой некрасивый «рост» )

Форт Ино (Николаевский)

19.

В принципе, проход по всем внутренностям форта практически безпроблемный. Кое-где нужно присесть и проползти на корточках, но, в основном, проблем с перемещением мы не испытывали.

Форт Ино (Николаевский)

20.

Даже мощные целенаправленные взрывы не смогли до конца разрушить этих массивных метровых сводов.

Форт Ино (Николаевский)

21.

Краеведы-исследователи. Каждый занят своим делом )

Форт Ино (Николаевский)

22.

Кое-где переходы и вовсе сохранились в отличном виде. Хорошо видны следы от опалубки и они идеально ровные. Это, хочу напомнить, 1909 год! Вот бы сегодня такое качество монолитных работ на стройку…

Форт Ино (Николаевский)

23.

В перепадах отметок уровня пола видна даже насечка противоскольжения.

Форт Ино (Николаевский)

24.

Когда-то все своды имели усиление из швеллеров.

Форт Ино (Николаевский)

25.

Форт Ино (Николаевский)

26.

Осмотрев помещения внутри форта, покидаем его стены и выходим на улицу. Говорят, что на его огромной территории расположен… радиактивный могильник! Обращаем внимание на значок радиации, нарисованный кем-то на стене.

Форт Ино (Николаевский)

27.

В конце концов, это так по-нашему — разместить могильник с радиактивными отходами в курортной зоне многомиллионного города ) Кстати, охранник подтвердил эту информацию, но не советовал туда идти. К тому же объект этот режимный и хорошо охраняется. Да мы, в общем-то и не собирались. Продолжаем внешний осмотр.

Форт Ино (Николаевский)

28.

Не смотря на сугубо военное назначение сооружения, архитекторы не забыли и об эстетической стороне вопроса, украсив фасады декоративными элементами.

Форт Ино (Николаевский)

29.

Обнаруживаем ещё одно помещение, в которое нам не удалось пробраться через верхний разлом. Идём на осмотр.

Форт Ино (Николаевский)

30.

Через этот проем в дальней стене, мы только что попали внутрь.

Форт Ино (Николаевский)

31.

Ребята ушли вперед и я остался один, подсвечивая камерой дорогу в полной темноте. Оборачиваюсь и вижу такую картину.

Форт Ино (Николаевский)

32. Стоит не двигаясь, ёлки-моталки! Тоже мне, «тень отца Гамлета. Наши дни». Так и до Кондрашки недалеко )

Придя в себя, я выхожу на улицу, дожидаюсь ребят и мы направляемся к следующему объекту — гидродинамической лаборатории, расположенной по соседству, всего в нескольких километрах отсюда. Ну, а напоследок, хочется привести несколько архивных фото действующего форта, для оценки грандиозности сооружения.

Форт Ино (Николаевский)

33. Масштаб орудия в сравнении с человеческим ростом

Форт Ино (Николаевский)

34.

Ну, и общий план всего комплекса.

Форт Ино (Николаевский)

35.

Гидродинамическая лаборатория

(GPS: 60.16656, 29.34348)

Краткая историческая справка:
Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073) – водный полигон для испытания макетов подводных лодок, а также их ходовых качеств. Объект был построен в 1969 г. и просуществовал как полноценный научно-исследовательский институт вплоть до начала 90-х прошлого века.
Лаборатория состоит из двух основных сооружений:
1. Бассейн со шлюзами, размером со среднее футбольное поле. (GPS: 60.166470, 29.341195)
2. Крытый 120 метровый бассейн, имеющий глубину около 8 м. Здесь же располагались и шахты для погружения различного рода измерительной аппаратуры, генератор волны и небольшая имитация прибрежной зоны.
Также на территории лаборатории размещались всевозможные склады и ангары, погрузочные рампы, жилые и административные помещения. На данный момент часть сооружений разрушена, а те что уцелели – подверглись издевательствам мародеров. Все металлические изделия и конструкции распилены и вывезены.

Сворачиваем на грунтовку в точке с нужными координатами и продолжаем движение, прокладывая путь по довольно рыхлому подтаявшему снегу.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

36.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

37.

Доезжаем до места, где наша «дорога» упирается в земляную насыпь и продолжаем дальнейший путь уже пешком.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

38. Фрагмент оставшейся постройки комплекса

Зайдя внутрь неприметного кирпичного сооружения, попадаем в лабораторию испытания макетов подлодок.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

39. 120-ти метровый бассейн

Все сопутствующие помещения лаборатории разграблены и разрушены. Вещи и оборудование, представляющие ценность, вывезены и разворованы.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

40.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

41. Плафоны освещения советского времени

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

42. На 2м этаже размещались кабинеты и лаборатории. Металлические лестницы украдены.

А мы продолжаем осмотр полигона, посещением открытых бассейнов (GPS: 60.166470, 29.341195). К сожалению, все было завалено снегом, поэтому сфотографировать что-то более-менее вразумительное у меня не вышло. Покажу лишь несколько фото.

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

43. Рампа спуска подлодок в бассейн

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

44. Открытый бассейн, заросший деревьями и заваленный снегом. На переднем фоне видны сооружения современных воинов — сталкеров

Гидродинамическая лаборатория (бывшая в/ч 13073)

45. Технологический колодец

В общем, я понял, что для получения хороших фото этого места, нам придется вернуться сюда в тёплое время года. А сейчас мы продолжаем маршрут. Дальше по плану значится Электромагнитная лаборатория и целый ряд укреплений батареи МУ-2, которые так и остались не осмотренными.

Проехав вперёд по расчищенной лесной дорожке со свежими автомобильными следами, мы уперлись в запрещающий знак и новехонький замок на шлагбауме. Чтобы не терять время и не испытывать судьбу, решили оставить и этот объект на теплое время года. Все равно же придется возвращаться. Едем дальше. 

Подъезды к интересующим нас батареям МУ-2 оказались на территории нового коттеджного поселка, огороженного сеткой забора. Попытки объехать ограждение через садоводство закончились тупиком и заваленными снегом тропинками. Окончательно убедившись в необходимости возвращения сюда летом, продолжаем маршрут посещением ещё одного объекта, имеющего прямое отношению к уже осмотренному форту «Ино» — его командно-диспетчерского пункта.

Командно-диспетчерский пункт форта «Ино»

(GPS: 60.17008, 29.25787)

Краткая историческая справка:
Командно-диспетчерский пункт форта Ино (КДП) – мозг и глаза всего оборонительного сооружения. Именно отсюда происходило управление его основными орудиями и главным калибром. Предназначенный для размещения командования, КДП, не смотря на массивность своей конструкции, лишен привычных боевых амбразур и бойниц. Вместо них сооружение оборудовали лишь винтовочными гнездами, предназначенными для прикрытия тылового подхода. Наверху располагался бронированный купол с высокоточными перископами, благодаря которым происходила наводка на движущиеся морские цели (на момент осмотра утрачен).

Подъехав к точке с нужными координатами, обращаем внимание на новенький забор из профлиста, относящийся к пионерскому лагерю. Из-за него КДП практически не видно с дороги.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

46. Вид КДП со cтороны лагеря

Подойти с земли к диспетчерскому пункту стало невозможно. С одной стороны он огорожен этим самым забором, а с другой — колючей проволокой, прикрепленной вдоль его покатых стен. Видимо таким образом руководство пионерлагеря решило обезопасить себя от непрошенных посетителей. Но это не помешает нам осмотреть постройку )

По периметру сооружение оснащено бетонными траншеями.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

47. Траншеи

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

48.

Первый поворот направо из тупика – спуск на бетонный балкон, предназначенный для сообщения между траншеями по обе стороны укрепления.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

49.

Спускаться довольно скользко. Ступени покрыты слоем льда, припорошенного снегом. Помню, что как только встал на верхнюю, тут же прокатился по остальным на пятой точке. Ребята, после моего феерического спуска, были более аккуратны )

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

50.

Высота стенки балкона выше человеческого роста. Дверь прямо – выход в траншею на правой стороне. Перед ней расположен вход в помещение управления перископами.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

51. Балкон с винтовочными бойницами

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

52. Помещение командования. Дверь направо — комната управления перископами

Толщина многослойных стен поражает своими размерами.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

53.

Часть перемычек вырезана вандалами.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

54.

Близкое соседство детского лагеря наложило на судьбу сооружения характерный отпечаток. Похоже, что его используют как местную свалку. А ведь когда-то именно здесь размещался бронекупол с перископами, позволяющими накрыть вражеское судно одним ударом.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

55.

Через остатки бронированных дверей выходим на правую сторону бетонной траншеи.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

56. Все двери были оборудованы двумя вот такими массивными ручками-затворами

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

57.

Поднимаемся на самый верх укрепления и осматриваем проем, в котором размещался бронекупол и перископы управления огнём.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

58.

Сейчас это выглядит примерно так. Мусор. Горы мусора! Хорошо, что хоть снег скрывает весь тот позор, которым завалена память о наших дедах.

Командно-диспетчерский пункт форта Ино

59.

Возвращаемся к припаркованным у ворот лагеря машинам и направляемся к следующему интересующему нас объекту — мысу Флотский и его маяку.

Мыс Флотский и маяк

(GPS: 60.16185, 29.14793)

Краткая историческая справка:
Маяк мыса Флотский - металлическая прямоугольная башня, представляющая пространственный каркас из уголков. Ранее, на стороне, обращенной к воде, был установлен навигационный знак. На смотровой площадке маяка, на специально предусмотренной для этого площадке, размещалось осветительное оборудование. Аккумуляторы и питающие элементы были расположены в деревянной постройке у основания маяка (на момент осмотра разрушена).

Свернув с Приморского шоссе в точке с координатами (GPS: 60.16583, 29.15776), проезжаем мимо многочисленных отдыхающих на природе и по скользкой прибрежной линии залива направляемся к мысу.

Мыс Флотский и маяк Флотский

60. Панорама мыса из 4 кадров

Выехав на берег, останавливаемся на фото-паузу.

Мыс Флотский и маяк Флотский

61.

Мыс Флотский и маяк Флотский

62. Грязная дверь Джимасана испортила кадр )

Мыс Флотский и маяк Флотский

63. Замерзший берег Финского залива

Мыс Флотский и маяк Флотский

64.

Мыс Флотский и маяк Флотский

65.

Продолжаем путь… Но коварный снег так просто не отпускает. Drovosek проваливается левой стороной в подтаявший лёд залива и основательно закапывается там.

В качестве средства самоспасения №1 пробуем стравить давление в шинах. Не помогает.

СС травит давление

66.

Пробуем средство №2 — лопату. После обкапывания, машина начинает раскачиваться, но всё еще плотно висит на мостах.

СС копает

67.

Тогда в бой идёт тяжелая артиллерия и средство №3 — траки. Мы купили их ещё осенью прошлого года, но так до сих пор и не использовали. Всё как-то случай не подворачивался.

Пробуем траки

68. Drovosek, читающий заклинание над траками, и его скучающий штурман

Сработало! Без особых усилий Джимник выбирается из снежного плена и мы едем дальше. Вывод: траки — сила!

Весь процесс спасения Паша заснял на новую селфи-палку для гоупро 🙂

Селфи-палка

69. Какие джиперы, такие и селфи

Проезжаем около 100 метров и останавливаемся у глубокого рва, предназначенного для преграждения пути автомобилистам. Прикинув оставшееся расстояния до маяка, решаем не тратить время на поиски объездных путей, а сразу идти к нему пешком.

Пешие краеведы

70. Пешие краеведы направляются к маяку

Места эти фантастические и легкодоступные. Представляю сколько мусора здесь можно наблюдать в летний сезон. Никогда не перестану удивляться свойству людей гадить себе же под ноги (прошу прощения за лирическое отступление. Накипело).

Мыс Флотский и маяк Флотский

71. Мыс Флотский

Мыс Флотский и маяк Флотский

72.

Вот и он — тот самый маяк. Ещё чуть-чуть и мы у цели.

Мыс Флотский и маяк Флотский

73. Маяк Флотский

Подходим ближе и не можем отказать себе в удовольствии залезть наверх. Митя первый, я — за ним.

Готовимся лезть наверх

74. Получив благословение от Паши, лезем наверх

Под действием времени и из-за отсутствия ухода, сварные соединения металлической лестницы расшатались, а в некоторых местах и вовсе отвалились. Поэтому подъем наверх сопровождается элементами небольшого экстрима, в виде раскачивающейся лестницы.

Мыс Флотский и маяк Флотский

75.

Зато виды, открывающиеся сверху маяка, покрывают все неудобства сторицей.

Мыс Флотский и маяк Флотский

76. Припаркованные автомобильчики краеведов

Вид с маяка Флотский

77. Чего-то копошатся там. И чего, спрашивается, суетиться, когда такая красота вокруг? )

И что бы там не говорили, есть какой-то особый шарм в заброшенных объектах. С одной стороны — очень плохо то, что такие сооружения предоставлены сами себе и постепенно разрушаются. Но с другой — если бы маяк был действующий, как тот-же Стороженский маяк, к примеру, мы бы не смогли насладиться всей этой красотой.

Мыс Флотский и маяк Флотский

78.

Мыс Флотский и маяк Флотский

79.

Мыс Флотский и маяк Флотский

80.

Вот на этом самом столике ещё совсем недавно размещалось осветительное оборудование маяка.

Мыс Флотский и маяк Флотский

81.

Напоследок делаю широкую панораму залива…

Мыс Флотский и маяк Флотский

82. Панорама из 12 кадров (можно кликнуть для увеличения) 

… и вслед за Митей спускаюсь вниз, где нас уже заждались остальные участники выезда, успевшие подмерзнуть.

Мыс Флотский и маяк Флотский

83.

Говорят, что обратный путь всегда проходит быстрее и легче.

Мыс Флотский и маяк Флотский

84.

Спокойно выезжаем на твердую поверхность, накачиваем колеса до нужного давления и направляемся к следующему объекту — маяку Стирсудден.

Маяк Стирсудден

(GPS: 60.18574, 29.03012)

Краткая историческая справка:
Маяк Стирсудден – светотехническое сооружение, построенное по приказу адмирала в 1872 г. на мысу Стирсудден (Styrsundsudde - швед.), в наиболее сложном для мореходов месте. До строительства маяка, в здешних отмелях погибло множество кораблей, ориентировавшихся лишь на морские вехи. 
В годы революции, в стенах маяка скрывался её вождь – В.И. Ленин.
Вплоть до 1931 г. маяк был оборудован большой керосиновой лампой, окруженной системой специальных призм, позволявших передавать сигнал на большие расстояния. Ежедневно её обслуживали трое вахтенных, следивших, чтобы лампа не погасла.
Позже лампа была заменена электрическим фонарем. На случай перебоя электричества, в маяке зажигали газовый фонарь (сегодня свет маяка виден на расстоянии 21 морской мили).
Во время Великой Отечественной Войны здание маяка сильно пострадало, а после её окончания было заново отстроено, но приобрело совершенно иной вид. Одноцветная восьмиугольная башня сменилась круглой красно-белой. Да и остальные помещения были сильно видоизменены.
Маяк действующий и охраняется вооруженными силами РФ. Доступ на территорию запрещён.

Если ехать из Санкт-Петербурга, то маяк расположен по правую сторону Приморского шоссе, практически на самой трассе. Т.к. места для парковки там нет, оставляем машины на обочине с мигающей аварийкой и идём на осмотр.

Парковка на обочине

85. Парковка на обочине

От шоссе к маяку ведёт лестница с посаженными по обе стороны ёлочками.

Маяк Стирсудден

86. Маяк Стирсудден

Как я уже говорил в исторической справке, само здание маяка находится за забором и осмотреть его сейчас нет возможности. Да и растительность вокруг него мешает сделать нормальный кадр.

Маяк Стирсудден

87.

На заборе висит предупреждение о запрете проникновения на территорию маяка. Говорят, что помимо военных, территорию охраняет ещё и большая злая собака, знакомство с которой совсем не входило в наши планы.

Маяк Стирсудден

88. 

Но, перед тем как отправиться дальше, я покажу вам фото маяка до разрушения. На мой взгляд, вариант «до» был более изящным и благородным что ли.

Маяк Стирсудден

89. 

А мы продолжаем сегодняшний маршрут посещением братской могилы советских воинов и моряков, павших во время Русско-Финской войны 1939-1940 гг.

Братское захоронение советских воинов и моряков

(GPS: 60.1900, 29.01861)

Краткая историческая справка:
Захоронение датировано 1939-40 годами. Здесь же похоронен Герой Советского Союза – мл.лейт. Шилов А.В., проникший в расположение врага в районе д.Муурила и уничтоживший ДОТ вместе со всем его гарнизоном. Награждён посмертно.
На мемориальных досках указана фамилия 51 бойца, но, по некоторым данным, здесь захоронено 55 человек.

Захоронение находится в очень хорошем состоянии. Видно, что за ним ухаживают и это не может не радовать.

Братское захоронение советских воинов и моряков

90.

Братское захоронение советских воинов и моряков

91. Надпись на памятнике «Вечная слава воинам Советской Армии и Военно-Морского Флота, павшим в боях за Родину. 1939-1940 г.»

Следующим же и последним пунктом сегодняшнего выезда должен был стать Памятник погибшему самолету Ил-2. Но, как выяснилось позже, он находится на территории действующего оздоровительного лагеря «Зеркальный» и попасть туда нам никак не удалось. Поэтому 12 км по зубодробильной замерзшей грунтовке оказались бессмысленными. Да и джимник Паши что-то закапризничал, устроив дискотеку на панели приборов. Наверное он очень хотел домой, т.к. на обратном пути, двигаясь по ровной трассе, мигал значительно меньше, чем на пересечёнке. 

Так и закончился наш сегодняшний выезд. Конечно, мы посмотрели далеко не все запланированные объекты, часть из них оставив на более тёплое время года. Поэтому следующий выезд в сторону Приморска будет обязательно. Думаю, что произойдет это летом ’16 года. Следите за обновлениями 😉


Карта посещённых объектов


Скачать точки одним файлом можно здесь.

Посмотреть сводную карту всех посещенных объектов можно здесь.


Если пост Вам понравился или показался для Вас полезным, не забудьте подписаться на новости, чтобы всегда первым получать информацию о новых публикациях.

Введите свой e-mail:


Комментарии:


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 мыслей про “Форт «Ино», мыс Флотский и маяк Стирсудден

  • денис

    -Молодцы !!! Спасибо парни !!! -вот-те и-Маркизава-оборона !!! все с-Петруши -началось !!! когда он вехи деревянные заполненные камнями по-зиме топил !!! по -форватерам да-бы вражине не-пройти к-фортам !!! .

    • BiLLArs

      Да, Пётр внёс ощутимый вклад в становление нашей Державы и укрепление её военной мощи. К сожалению, сейчас все памятники, в т.ч. и военного времени, активно разрушаются (